Система обмана и растрат: почему проект самолёта «Байкал» обречён, а бюджетные миллиарды исчезают

Проект лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал», на который возлагались большие надежды в сфере региональных перевозок, по всей видимости, так и не выйдет в серию. Вместо обещанного массового производства он, скорее всего, навсегда останется лишь демонстрационным образцом. Причина — глубокий финансовый и организационный кризис на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), основном подрядчике.

1. Завод в тисках судебных исков

Ситуация вокруг УЗГА приобрела критический характер. Предприятие фигурирует в качестве ответчика в 58 судебных процессах, общая сумма требований по которым приближается к 6 миллиардам рублей. В ноябре 2025 года к списку истцов добавился Наро-Фоминский машиностроительный завод (входит в «Ростех»), выставивший счёт на 230 миллионов. Однако самый крупный иск, на ошеломляющие 4.7 млрд рублей, поступил от Министерства обороны России. Первое заседание по нему намечено на декабрь 2025 года. Такая финансовая нагрузка ставит под вопрос не только будущее «Байкала», но и само существование завода.

2. Исчезающая отчётность и забытые проекты

Параллельно с историей «Байкала» происходит ещё один тревожный процесс. Производитель самолёта-амфибии Бе-200, Таганрогский авиационный комплекс им. Бериева, перестаёт быть публичным акционерным обществом. Это решение, принятое акционерами, освобождает компанию от обязанности раскрывать финансовую и корпоративную информацию. Таким образом, траектория расходования средств на этот проект, как и данные об аффилированных лицах, могут навсегда скрыться от общественности. Подобные шаги лишь усиливают подозрения, что в отечественном авиапроме бюджетные средства растворяются, как в чёрной дыре.

3. Мнение эксперта: система, построенная на обмане

О том, что происходит с «Байкалом» и есть ли у региональной авиации будущее, «СП» побеседовала с Олегом Смирновым, заслуженным пилотом СССР и экс-заместителем министра гражданской авиации.

Эксперт подтвердил, что проект зашёл в тупик, о чём публично заявил полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. После этого началась «драка» за право дорабатывать конструкцию, которую в итоге взял на себя УЗГА. Однако ключевой вопрос — куда делись уже выделенные миллиарды бюджетных рублей — так и остался без ответа.

«Долг почти в 6 миллиардов — за месяц не погасить, — констатирует Смирнов. — Скорее всего, произойдёт банкротство завода, а о массовом производстве «Байкала» можно забыть».

По мнению эксперта, сложилась порочная система: «Врать, вводить в заблуждение и бесконечно просить бюджетные деньги, которые растворяются в карманах чиновников от авиации». Сроки реализации проектов сознательно сдвигают на десятилетия вперёд, к моменту, когда сменится и руководство, и те, кто давал обещания. Ситуация с «Байкалом», считает Смирнов, должна стать показательной и положить конец этой практике.

4. Конструктивные провалы «игрушки для отчёта»

Помимо финансовых проблем, «Байкал» оказался технически непригодным для выполнения своей основной миссии — замены легендарного Ан-2 в труднодоступных регионах. Если для «кукурузника» была достаточна грунтовая полоса длиной 400 метров, то его преемнику требуется уже 1200 метров. Найти такие условия в отдалённых районах практически невозможно. Кроме того, вместо 12 пассажиров новый самолёт вмещает лишь 8-9, а его двигатель работает на авиабензине, производство которого в России свёрнуто. «Куда ни кинь — тупик. «Байкал» получился такой пластмассовой игрушкой для отчета чиновникам», — резюмирует Олег Смирнов.

5. Альтернатива: успех энтузиастов против провала корпораций

На этом фоне обнадёживающе выглядит история с самолётом «Русская Арктика» — глубоко модернизированным Ан-2, созданным на омском предприятии «Мотор». Его владелец, заслуженный полярник Юрий Петров, не просил государственных миллиардов, а нашёл частных спонсоров и силами энтузиастов поставил машину на крыло.

«Таких энтузиастов, как Юрий Петров, в стране единицы. Это не чиновник, считающий, как бы лишний миллиард выбить, а человек, болеющий за авиацию, — отмечает Смирнов. — Именно они и должны развивать авиацию, а не корпорации и концессии, в которых исчезают бюджетные деньги».

Эксперт выражает надежду, что по делу о «Байкале» наконец разберутся компетентные органы и привлекут к ответственности тех, кто вместо развития отрасли занимался пополнением собственного благосостояния.

Обратите внимание: Действительно новые деньги: В 2011 Канада ввела полимерные банкноты..

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Олег Смирнов: «Врать, вводить в заблуждение и бесконечно просить бюджетные деньги — это, к сожалению, система в современном авиастроении».