Кризис в автоперевозках: как рост издержек и конкуренция ведут к банкротству компаний

В последнее время в транспортной отрасли России нарастает тревожная тенденция. Ранее "Свободная Пресса" сообщала о планах Минтранса расширить действие системы "Платон" на региональные дороги, что могло бы стать дополнительной нагрузкой для перевозчиков. Теперь же ситуация приобретает новые, неожиданные масштабы.

1. Статистика банкротств и парадокс дефицита

Согласно актуальным данным, около 7 тысяч компаний, занятых в сфере грузовых автоперевозок, находятся в процессе ликвидации или уже признаны банкротами. Это составляет примерно 1.5% от общего числа юридических лиц в данном секторе, которых насчитывается около 458.2 тысяч. Для сравнения, в 2021 году, по информации системы "Платон", было зарегистрировано около 630 тысяч перевозчиков и логистических фирм, что указывает на значительное сокращение их количества за последние годы.

В результате на рынке впервые за 17 лет сложился парадокс: при явном дефиците предложения перевозок множество транспортных компаний продолжают разоряться. Это создает дисбаланс между спросом и предложением, негативно сказываясь на всей логистической цепочке.

2. Основные причины кризиса

Эксперты выделяют несколько ключевых факторов, которые подрывают рентабельность автоперевозок. Михаил Устюжанин, основатель компании "Лидер Транс", отмечает, что тарифы на перевозки в феврале упали почти на 30% в годовом исчислении. При этом себестоимость услуг за первое полугодие 2025 года, напротив, выросла на 15%. Этот рост обусловлен несколькими причинами:

  • Подорожание топлива: Цены на дизельное топливо увеличились на 15–20%.
  • Рост расходов на обслуживание техники и зарплаты водителей.

Из-за этого многим перевозчикам стало невыгодно обслуживать лизинг техники. С конца 2024 года начался массовый возврат автомобилей, а с июня 2025 года объемы изъятия ежемесячно растут на 20%.

Дополнительным ударом по рынку стало развитие собственных парков у крупных торговых сетей и маркетплейсов. Теперь многим магазинам не нужно обращаться к сторонним транспортным компаниям, что сокращает объем заказов для независимых перевозчиков.

3. Меры поддержки и их эффективность

В Минтрансе признают, что резкий рост эксплуатационных расходов, связанный в том числе с повышением ключевой ставки, привел к увеличению лизинговых платежей. В качестве мер поддержки федеральный бюджет предусматривает выделение 27 млрд рублей в 2025–2027 годах на приобретение отечественной техники.

Обратите внимание: Транснациональные компании и их связь с глобализацией.

Также власти запустили механизм пониженной ставки утильсбора на некоторые транспортные средства.

Однако, по мнению независимого экономического эксперта Николая Макеева, эти меры могут быть недостаточными. Он указывает, что рост затрат напрямую связан с увеличением стоимости нефтепродуктов. Накопленный с начала года рост цен на дизтопливо на АЗС составил 6.27%, что превышает общую инфляцию в 5.32%.

— Затраты на топливо снижают рентабельность перевозок и будут сокращать ее до тех пор, пока не стабилизируется рынок горючего, — отмечает эксперт. — Это касается не только автотранспорта, но и других видов перевозок.

4. Ситуация в смежных отраслях

Кризисные явления наблюдаются и в других сегментах транспортной отрасли:

  • Авиаперевозки: За январь-август они сократились на 2.2%, до 73.7 млн человек. Рост цен на авиакеросин (на 15% с конца июля) также негативно сказывается на рентабельности.
  • Железнодорожные перевозки: За январь-сентябрь погрузка на сети РЖД снизилась на 6.7%, до 830.2 млн тонн. При этом предложение грузовых вагонов растет, а спрос падает.

5. Экспертная оценка: это кризис или естественный отбор?

В интервью "СП" Николай Макеев высказал мнение, что сокращение количества автотранспортных компаний не обязательно свидетельствует о глубоком кризисе.

— Уменьшение количества таких компаний может быть связано с ужесточением конкурентной борьбы, — пояснил эксперт. — Часть закрытых компаний могли быть небольшими и создавались для выполнения ограниченного числа контрактов.

Он также отметил, что дефицит кадров в грузовых автоперевозках может быть связан с недостатками в системе обучения и слишком медленным ростом зарплат по сравнению с другими секторами экономики.

6. Международный контекст и роль России

Россия исторически занимает важное транзитное положение между Западом и Востоком. По словам Макеева, Европейскому союзу в любом случае придется сохранять маршруты через Россию для торговли с азиатскими странами.

— Если эти маршруты будут полностью нарушены, европейским компаниям придется платить вдвойне за более длинные перевозки, что негативно скажется на стоимости товаров, — подчеркнул эксперт.

В качестве примера он привел европейские авиакомпании, которые после закрытия российского воздушного пространства с 2022 года теряют около $2–3 млрд ежегодно из-за увеличения расходов на топливо и времени в пути.

7. Внутренний водный транспорт: маргинальный игрок

По данным Минтранса, доля внутреннего водного транспорта в общем объеме перевозок составляет лишь 0.026%. В прошлом году пассажиропоток на этом виде транспорта снизился на 3.1%, до 2.6 млн человек. Грузоперевозки также сократились на 2.5%, до 106.5 млн тонн.

Несмотря на некоторый рост в навигационный период 2024 года, внутренний водный транспорт перевозит лишь 1.13–1.28% от общего объема грузов в российской экономике, которая ежегодно обрабатывает около 9.4 млрд тонн.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Взбесившийся утильсбор, подорожавший лизинг и рост цен на топливо делают автотранспортные компании нерентабельными.