
В последнее время в транспортной отрасли России нарастает тревожная тенденция. Ранее "Свободная Пресса" сообщала о планах Минтранса расширить действие системы "Платон" на региональные дороги, что могло бы стать дополнительной нагрузкой для перевозчиков. Теперь же ситуация приобретает новые, неожиданные масштабы.
1. Статистика банкротств и парадокс дефицита
Согласно актуальным данным, около 7 тысяч компаний, занятых в сфере грузовых автоперевозок, находятся в процессе ликвидации или уже признаны банкротами. Это составляет примерно 1.5% от общего числа юридических лиц в данном секторе, которых насчитывается около 458.2 тысяч. Для сравнения, в 2021 году, по информации системы "Платон", было зарегистрировано около 630 тысяч перевозчиков и логистических фирм, что указывает на значительное сокращение их количества за последние годы.
В результате на рынке впервые за 17 лет сложился парадокс: при явном дефиците предложения перевозок множество транспортных компаний продолжают разоряться. Это создает дисбаланс между спросом и предложением, негативно сказываясь на всей логистической цепочке.
2. Основные причины кризиса
Эксперты выделяют несколько ключевых факторов, которые подрывают рентабельность автоперевозок. Михаил Устюжанин, основатель компании "Лидер Транс", отмечает, что тарифы на перевозки в феврале упали почти на 30% в годовом исчислении. При этом себестоимость услуг за первое полугодие 2025 года, напротив, выросла на 15%. Этот рост обусловлен несколькими причинами:
- Подорожание топлива: Цены на дизельное топливо увеличились на 15–20%.
- Рост расходов на обслуживание техники и зарплаты водителей.
Из-за этого многим перевозчикам стало невыгодно обслуживать лизинг техники. С конца 2024 года начался массовый возврат автомобилей, а с июня 2025 года объемы изъятия ежемесячно растут на 20%.
Дополнительным ударом по рынку стало развитие собственных парков у крупных торговых сетей и маркетплейсов. Теперь многим магазинам не нужно обращаться к сторонним транспортным компаниям, что сокращает объем заказов для независимых перевозчиков.
3. Меры поддержки и их эффективность
В Минтрансе признают, что резкий рост эксплуатационных расходов, связанный в том числе с повышением ключевой ставки, привел к увеличению лизинговых платежей. В качестве мер поддержки федеральный бюджет предусматривает выделение 27 млрд рублей в 2025–2027 годах на приобретение отечественной техники.
Обратите внимание: Транснациональные компании и их связь с глобализацией.
Также власти запустили механизм пониженной ставки утильсбора на некоторые транспортные средства.Однако, по мнению независимого экономического эксперта Николая Макеева, эти меры могут быть недостаточными. Он указывает, что рост затрат напрямую связан с увеличением стоимости нефтепродуктов. Накопленный с начала года рост цен на дизтопливо на АЗС составил 6.27%, что превышает общую инфляцию в 5.32%.
— Затраты на топливо снижают рентабельность перевозок и будут сокращать ее до тех пор, пока не стабилизируется рынок горючего, — отмечает эксперт. — Это касается не только автотранспорта, но и других видов перевозок.
4. Ситуация в смежных отраслях
Кризисные явления наблюдаются и в других сегментах транспортной отрасли:
- Авиаперевозки: За январь-август они сократились на 2.2%, до 73.7 млн человек. Рост цен на авиакеросин (на 15% с конца июля) также негативно сказывается на рентабельности.
- Железнодорожные перевозки: За январь-сентябрь погрузка на сети РЖД снизилась на 6.7%, до 830.2 млн тонн. При этом предложение грузовых вагонов растет, а спрос падает.
5. Экспертная оценка: это кризис или естественный отбор?
В интервью "СП" Николай Макеев высказал мнение, что сокращение количества автотранспортных компаний не обязательно свидетельствует о глубоком кризисе.
— Уменьшение количества таких компаний может быть связано с ужесточением конкурентной борьбы, — пояснил эксперт. — Часть закрытых компаний могли быть небольшими и создавались для выполнения ограниченного числа контрактов.
Он также отметил, что дефицит кадров в грузовых автоперевозках может быть связан с недостатками в системе обучения и слишком медленным ростом зарплат по сравнению с другими секторами экономики.
6. Международный контекст и роль России
Россия исторически занимает важное транзитное положение между Западом и Востоком. По словам Макеева, Европейскому союзу в любом случае придется сохранять маршруты через Россию для торговли с азиатскими странами.
— Если эти маршруты будут полностью нарушены, европейским компаниям придется платить вдвойне за более длинные перевозки, что негативно скажется на стоимости товаров, — подчеркнул эксперт.
В качестве примера он привел европейские авиакомпании, которые после закрытия российского воздушного пространства с 2022 года теряют около $2–3 млрд ежегодно из-за увеличения расходов на топливо и времени в пути.
7. Внутренний водный транспорт: маргинальный игрок
По данным Минтранса, доля внутреннего водного транспорта в общем объеме перевозок составляет лишь 0.026%. В прошлом году пассажиропоток на этом виде транспорта снизился на 3.1%, до 2.6 млн человек. Грузоперевозки также сократились на 2.5%, до 106.5 млн тонн.
Несмотря на некоторый рост в навигационный период 2024 года, внутренний водный транспорт перевозит лишь 1.13–1.28% от общего объема грузов в российской экономике, которая ежегодно обрабатывает около 9.4 млрд тонн.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Взбесившийся утильсбор, подорожавший лизинг и рост цен на топливо делают автотранспортные компании нерентабельными.