Кризис в автоперевозках: компании массово разоряются из-за роста затрат и падения тарифов

В последнее время в сфере грузовых автоперевозок сложилась критическая ситуация. Ранее обсуждалось расширение системы «Платон» на региональные дороги, что могло бы стать дополнительным ударом по перевозчикам. Теперь же поступают новые тревожные данные, подтверждающие глубокий кризис в этой отрасли, которую часто называют «кровеносной системой экономики».

1. Массовые банкротства и парадокс рынка

Статистика показывает, что около 7 тысяч компаний, занятых в грузоперевозках, находятся в процессе ликвидации или уже обанкротились. Это составляет примерно 1.5% от общего числа юридических лиц в секторе (458.2 тыс.). Для сравнения, несколько лет назад в системе «Платон» было зарегистрировано значительно больше перевозчиков — около 630 тысяч. Впервые за 17 лет на рынке наблюдается явный дефицит предложения перевозок, но при этом множество транспортных компаний продолжают разоряться. Это кажется парадоксом: спрос есть, а бизнес гибнет.

2. Причины кризиса: падение доходов и рост расходов

Основатель компании «Лидер Транс» Михаил Устюжанин объясняет ситуацию. С одной стороны, тарифы на перевозки в феврале упали почти на треть по сравнению с прошлым годом. С другой — себестоимость перевозок за первое полугодие 2025 года выросла на 15%. Это произошло из-за подорожания дизельного топлива (на 15–20%), увеличения затрат на обслуживание техники и роста зарплат водителей.

Такое давление на маржу привело к тому, что многим перевозчикам стало нечем платить по лизингу за технику. С конца 2024 года начался её массовый возврат, а с июня 2025 года объёмы изъятия растут на 20% ежемесячно.

Ситуацию усугубляет ещё один фактор: крупные торговые сети и маркетплейсы активно развивают собственные автопарки. Теперь многим магазинам просто не нужно обращаться к сторонним транспортным компаниям, что сокращает объём рынка для независимых перевозчиков.

3. Меры поддержки и их ограниченность

В Минтрансе признали проблему, связав рост лизинговых платежей с увеличением эксплуатационных расходов из-за высокой ключевой ставки. Власти пытаются помочь отрасли: федеральный бюджет на 2025–2027 годы предусматривает 27 млрд рублей на субсидии для покупки отечественной техники. Также был запущен механизм пониженной ставки утильсбора для некоторых видов транспорта.

Обратите внимание: Транснациональные компании и их связь с глобализацией.

Однако, по мнению экспертов, этих мер может быть недостаточно для преодоления системного кризиса.

4. Экспертное мнение: топливо как ключевой фактор

Независимый экономист Николай Макеев в беседе с «СП» отметил, что главная проблема — это рост цен на нефтепродукты. Накопленный с начала года рост цен на дизтопливо на АЗС (6.27%) превысил общую инфляцию (5.32%). Затраты на топливо напрямую снижают рентабельность перевозок, и эта тенденция сохранится до стабилизации рынка горючего. Проблема затрагивает не только автотранспорт: авиакомпании страдают от роста цен на авиакеросин, а у РЖД зафиксировано снижение погрузки.

5. Сокращение числа компаний — это всегда плохо?

На вопрос о том, насколько опасно резкое сокращение числа перевозчиков, эксперт отвечает, что не всегда это свидетельствует о кризисе. Часть закрывшихся компаний могли быть небольшими и создавались под конкретные краткосрочные контракты. Конкурентная борьба в сфере автоперевозок всегда была очень острой, что естественным образом приводит к уходу части игроков с рынка. Дефицит кадров, по мнению Макеева, связан скорее с проблемами в системе подготовки специалистов и недостаточно быстрым ростом зарплат в отрасли.

6. Геополитический контекст и роль России

Россия исторически занимает ключевое транзитное положение между Западом и Востоком. Несмотря на текущие сложности, это преимущество сохраняется. Эксперт считает, что Европейскому союзу в долгосрочной перспективе придётся сохранять транзитные маршруты через Россию. Полный отказ от них обойдётся европейским компаниям дорого: увеличение транспортного плеча приведёт к росту издержек и снижению конкурентоспособности товаров. Яркий пример — авиакомпании ЕС, которые после закрытия российского воздушного пространства ежегодно теряют $2–3 млрд из-за увеличения расходов на топливо и времени в пути.

7. Состояние внутреннего водного транспорта

Обсуждая другие виды транспорта, эксперт отмечает, что доля внутренних водных перевозок в общем объёме крайне мала — около 0.026%. В прошлом году пассажиропоток на этом виде транспорта сократился на 3.1%. Небольшое снижение коснулось и грузоперевозок. Несмотря на отдельные позитивные отчёты о росте в навигационный период, в целом на водный транспорт приходится чуть более 1% от всех грузов, перевозимых в российской экономике.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Взбесившийся утильсбор, подорожавший лизинг и рост цен на топливо делают автотранспортные компании нерентабельными.