Северный морской путь - это новый транспортный судоходный маршрут от стран Юго-Восточный Азии до Западной Европы. Конечными точками данного маршрута принято считать японский порт Йокогама и крупнейший порт Европы, расположенный в голландском Роттердаме.
Между двумя указанными портами курсирует большая часть грузов, перемещаемых в мире. В настоящее время данные грузы транспортируются контейнеровозами из Азии в Европу и в обратном направлении по Южному морскому пути.
Разница между Южным и Северным маршрутом по морю
Южный морской путь проходит через акваторию Индийского океана, Красное море и Суэцкий канал. Протяженность данного маршрута составляет 12 800 морских миль. На его преодоление требуется около 35 дней.
Северный морской путь проходит вдоль Северного ледовитого океана, преимущественно вдоль северных границ России. Протяженность этого пути составляет всего 5700 морских миль. На его преодоление необходимо в зависимости от времени года от 18 до 27 дней.
По данным международных экспертов, перемещение грузов по Северному морскому пути обходится на 20 - 30% дешевле перевозок по Южному морскому пути.
Почему Северный морской путь стал актуален совсем недавно
До недавнего времени у транспортировки товаров по южному маршруту не было альтернатив. Сухопутные маршруты обходятся существенно дороже морских перевозок (разница между ними составляет 40 - 50%). Их развитие требует огромных финансовых вложений.
По предварительным оценкам Китая, на создание Нового шелкового пути, который будет проходить по сухопутной территории Китая, Казахстана, России, стран Восточной Европы требуется порядка 140 млрд. долларов США. Несмотря на то, что планы по строительству новых транспортных коридоров для доставки товаров из Китая в Европу были озвучены еще в 2013 году, до сих пор ни один маршрут не доведен до конца.
Глобальное потепление и таяние льдов вблизи Северного морского полюса открыло перспективу более быстрой и выгодной доставки товаров.
За последние 30 лет средняя температура воздуха в акватории Северного ледовитого океана повысилась на 3 градуса. Средний размер толщины льда сократился с 260 см до 230 см. По прогнозам метеорологов к 2050 году средняя температура воздуха поднимется еще на 3 - 4 градуса и приведет к повсеместному таянию льдов.
Уже сейчас с середины мая по середину сентября по Северному морскому пути свободно могут проходить любые суда.
Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.
Правда в оставшиеся 8 месяцев для прохода по данному маршруту судно должно иметь арктический класс.До недавнего времени лишь короткий период навигации и ограниченный флот ледоколов сдерживал освоение Северного морского пути.
Россия, являясь наиболее заинтересованной страной в развитии Северного морского пути, в последние годы активно строит новые атомные ледоколы и развивает инфраструктуру в целях существенного прироста объема транспортировки грузов через Северный ледовитый океан.
Целевые ориентиры по развитию Северного морского пути
В феврале 2020 года Правительством России принят План мероприятий, предусматривающий развитие нового транспортного коридора.
Конечной его целью к 2035 году является повышение объема перевозки товаров и грузов по Северному морскому пути с 32 млн. до 160 млн. тонн. Цель выглядит вполне достижимой, учитывая, что только с 2016 по 2020 год объемы перевозки грузов выросли в 4,5 раза с 7 до 32 млн. тонн.
Для сравнения, по Южному морскому пути за 2019 год было перевезено свыше 900 млн. тонн грузов.
По мере освоения Россией новых нефтяных и газовых месторождений темпы роста перевозок грузов буду кратно расти.
Какие плюсы дает России Северный морской путь
1. Открытие круглогодичной навигации по Северному морскому пути позволяет существенно снизить временные и денежные затраты России на перемещение товаров и грузов для снабжения 20 млн. жителей, проживающих у северных границ нашей страны.
2. Создание необходимой портовой инфраструктуры и строительство новой железной дороги в районы Крайнего Севера необходимо для освоения уникальных месторождений полезных ископаемых, хранящихся в недрах северных широт и на шельфе Северного ледовитого океана.
По предварительным данным в этом суровом регионе сосредоточено не менее 30% всех природных богатств нашей планеты.
3. Постепенное перемещение маршрута поставки товаров с южного на северное направление принесет серьезную прибыль портовым городам страны, расположенным по пути следования грузов. Собственники грузов за транзит товаров по территории нашей страны будут платить России пошлину.
К примеру, за транзит грузов через Суэцкий сайт Египет ежегодно получает свыше 5 млрд. долларов США.
Россия, несмотря на существенно меньший грузопоток будет получать серьезную прибыль, поскольку помимо платы за проход по акватории Северного морского пути, владельцы зарубежных контейнеровозов должны будут оплачивать услуги наших атомных ледоколов за сопровождение торговых караванов.
4. Повышение обороноспособности страны
Северный морской путь предоставляет России возможность свободного выхода в акваторию Атлантического и Тихого океанов.
До настоящего времени выход в акваторию этих океанов осуществлялся через пролив Босфор, находящийся под контролем Турции и стран НАТО.
Любой вооруженный конфликт со странами НАТО может сделать невозможным проход российских боевых кораблей из портов Севастополь и Новороссийск через территорию Турции.
Для повышения безопасности транспортировки грузов вдоль северных границ России строятся военные базы и создается необходимая инфраструктура по укреплению наших рубежей от внешних угроз.
Известно, что весь Южный морской коридор контролируется авианосными группами США. Северный морской путь будут контролировать Вооруженные силы России.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Какие преимущества России дает Северный морской путь.