Северный морской путь: стратегические выгоды и экономические перспективы для России

Северный морской путь (СМП) представляет собой перспективный судоходный маршрут, соединяющий страны Юго-Восточной Азии с Западной Европой. Его ключевыми точками являются японский порт Йокогама и крупнейший европейский порт — Роттердам в Нидерландах. Этот коридор рассматривается как альтернатива традиционным маршрутам, по которым сегодня проходит основной поток мировых грузов.

В настоящее время перевозки между Азией и Европой осуществляются преимущественно по Южному морскому пути, однако СМП предлагает более короткое и экономичное решение.

Сравнение Южного и Северного маршрутов

Южный путь пролегает через Индийский океан, Красное море и Суэцкий канал. Его общая протяженность составляет примерно 12 800 морских миль, а среднее время в пути — около 35 суток.

В отличие от него, Северный морской путь проходит вдоль арктического побережья России, через акваторию Северного Ледовитого океана. Его длина — всего 5700 морских миль, что позволяет сократить время перевозки до 18–27 дней в зависимости от сезона и ледовой обстановки.

По оценкам экспертов, использование СМП позволяет снизить логистические затраты на 20–30% по сравнению с южным направлением, что делает его крайне привлекательным для международных грузоперевозчиков.

Почему Северный морской путь стал активно развиваться только сейчас

Долгое время у морского пути через Суэцкий канал не было реальной альтернативы. Сухопутные маршруты, такие как проект «Нового шёлкового пути», требуют колоссальных инвестиций — по предварительным оценкам, только на его создание Китай планирует направить около 140 млрд долларов. Несмотря на анонсы, начатые ещё в 2013 году, ни один из сухопутных коридоров пока не реализован полностью.

Ключевым фактором, открывшим возможности для СМП, стало глобальное потепление. За последние 30 лет средняя температура в Арктике выросла на 3°C, а толщина льда уменьшилась с 260 до 230 см. По прогнозам, к 2050 году потепление продолжится, что приведёт к дальнейшему сокращению ледового покрова.

Уже сегодня с середины мая по середину сентября по Северному морскому пути могут свободно следовать обычные суда. В остальное время требуется использование судов арктического класса и ледокольное сопровождение.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

До недавнего времени освоение СМП сдерживалось коротким периодом навигации и недостатком ледокольного флота. Однако Россия, будучи наиболее заинтересованной стороной, активно развивает инфраструктуру и строит новые атомные ледоколы, чтобы сделать маршрут круглогодичным и увеличить грузопоток.

Планы развития и целевые показатели

В феврале 2020 года Правительство РФ утвердило план мероприятий по развитию Северного морского пути. Согласно ему, к 2035 году объём перевозок по СМП должен вырасти с 32 млн до 160 млн тонн. Эта цель выглядит реалистичной, учитывая, что с 2016 по 2020 год грузопоток увеличился в 4,5 раза — с 7 до 32 млн тонн.

Для сравнения: по Южному морскому пути в 2019 году было перевезено более 900 млн тонн грузов. Рост перевозок по СМП будет во многом связан с освоением новых нефтяных и газовых месторождений в Арктике.

Ключевые преимущества Северного морского пути для России

1. Снабжение северных регионов. Круглогодичная навигация по СМП позволит значительно удешевить и ускорить доставку грузов для более чем 20 млн жителей российского Севера.

2. Освоение арктических ресурсов. Развитие портовой и транспортной инфраструктуры необходимо для доступа к уникальным месторождениям полезных ископаемых, которые, по оценкам, составляют около 30% мировых запасов.

3. Экономические выгоды от транзита. Переориентация грузопотоков с южного на северный маршрут принесёт доход портовым городам России. Страна будет получать плату за транзит, аналогично тому, как Египет получает более 5 млрд долларов ежегодно за использование Суэцкого канала. Дополнительным источником дохода станет оплата услуг российских атомных ледоколов.

4. Укрепление обороноспособности. СМП обеспечивает России прямой выход в Атлантический и Тихий океаны, минуя контролируемые НАТО проливы, такие как Босфор. Это усиливает стратегическую мобильность ВМФ России.

Для защиты маршрута вдоль северных границ создаются военные базы и укрепляется инфраструктура. Если Южный морской коридор контролируется ВМС США, то СМП будет находиться под защитой Вооружённых сил России.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Какие преимущества России дает Северный морской путь.