Генетика, селекция, семеноводство

1. Ситуация, которая сложилась в российской селекции и семеноводстве

Чтобы оттолкнуться, нужно достигнуть дна. Это жёсткое, но справедливое выражение как нельзя лучше отражает ситуацию, которая сложилась в российской селекции и семеноводстве. Растянувшаяся более чем на четверть века чёрная полоса постепенно меняет свой цвет. И сегодня мы можем наблюдать восстановление этих направлений, стратегически важных для защиты национальных интересов

Генетика, селекция, семеноводство

Не секрет, что в тяжелейшие постперестроечные времена селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур оказались на обочине государственных интересов. Научно-исследовательские институты теряли финансирование, становились жертвами рейдерских захватов, а на полях, где прежде велась важнейшая селекционная и семеноводческая работа, вместо сельскохозяйственных растений вырастали коттеджи.

Но свято место пусто не бывает! И транснациональные компании, перед которыми Россия наконец-то распахнула свои двери, по ряду сельхозкультур практически монополизировали семенной рынок.

На первый взгляд может показаться, что в существующей системе и изъянов-то нет. Российские аграрии ежегодно получают высокие урожаи, которых хватает не только для удовлетворения внутренних потребностей, но и на экспортные цели. Казалось бы, что ещё нужно?.. Но давайте разберёмся, насколько «российскими» по своему происхождению являются урожаи.

Роковая монополия

Почти 100% сахарной свёклы, которую выращивают на наших полях, – это гибриды иностранной селекции. Цифры по подсолнечнику и кукурузе тоже не радуют: 60 и 50% площадей соответственно занимают гибриды западных селекционных компаний. По сое ситуация выглядит более оптимистично: иностранные сорта занимают «всего» 35% площадей, отведённых под данную культуру.

Нормально ли это для страны с огромными научными, производственными, интеллектуальными ресурсами? Справедливо ли, что колоссальный поток денежных средств утекает за рубеж, в то время как мог стать мощным импульсом для развития отечественной селекции и семеноводства? Это вопросы, которые не требуют ответа: чёрное остается чёрным, как бы ни пытались убедить нас в обратном заинтересованные в этом стороны.

Ближе к рассвету

Как известно, самый тёмный час предшествует рассвету. В последние пять лет в отрасли начали происходить заметные сдвиги: в частности, была принята Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (далее – ФНТП). Она направлена на обеспечение стабильного роста производства сельхозпродукции, в том числе полученной за счёт применения семян новых отечественных сортов и гибридов. Ожидается, что внедрение отечественных технологий позволит снизить риски в сфере продовольственной безопасности к 2025 году. Это должно произойти за счёт снижения доли продукции, произведённой по зарубежным технологиям из импортных семян.– Селекционный процесс начинается с научно-исследовательской работы. Долгое время учреждения, проводившие её, были частью системы Академии наук – Россельхозакадемии. Но произошла реорганизация, и теперь учреждения входят в Министерство науки и образования. Благодаря этому мы смогли увидеть потенциал современной российской селекции, – рассказывает Салис Каракотов, генеральный директор «Щёлково Агрохим», д. х. н., академик РАН.

Действительно, в прошлом году Минобрнауки определило 18 регионов, где в ближайшее время будут созданы селекционно-семеноводческие и селекционно-племенные научные центры. Как сообщил тогда Вугар Багиров, директор Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук, каждый из центров должен обладать достаточной научно-технологической и современной лабораторной материально-технической базой, земельными ресурсами и кадровым составом. Соответственно, в будущем они смогут претендовать на получение государственной поддержки для обновления и расширения научно-исследовательской инфраструктуры.

Подпрограмма свеклосахарной свободы

Но вернёмся к ФНТП, частью которой является подпрограмма «Развитие селекции и семеноводства сахарной свёклы в Российской Федерации». Сегодня её реализацией занимается компания «Щёлково Агрохим», объединившая свои ресурсы с агрохолдингом «Русагро», а также научными учреждениями Министерства образования и науки России. Так в 2019 году произошло историческое событие: открылся селекционно-генетический центр ООО «СоюзСемСвёкла» (член Национального союза селекционеров и семеноводов). Как и следует из названия, его цель – создание высокопродуктивных гибридов сахарной свёклы, способных конкурировать (и даже выигрывающих эту конкуренцию!) с иностранными продуктами.

Самое главное, что такие гибриды уже существуют. Всего за пять лет работы, которая началась ещё до появления центра, было создано и передано на госрегистрацию 13 совершенно новых гибридов сахарной свёклы. Все они отличаются сроками созревания и предназначены для возделывания в разных природно-климатических зонах страны.

Планируется, что в 2021 году будет реализовано 60 тыс. посевных единиц гибридов сахарной свёклы от «СоюзСемСвёкла». Разумеется, это только начало, и к 2025 году данный показатель должен вырасти уже до 250 тысяч п. е. При этом приобретение российских семян будет на 70% субсидироваться из федерального бюджета, что крайне выгодно для сельхозтоваропроизводителей, напоминает Салис Каракотов.

– Российская свеклосахарная отрасль очень быстро: буквально в течение пяти лет, в период с 2000 по 2005 год, – стала полностью зависимой от иностранной селекции. Но речь идёт о стратегически важной культуре, которую во времена СССР выращивали на 3,5 млн гектарах. И все 100% этих площадей были заняты сортами российской селекции. Когда в 2011 году компания «Щёлково Агрохим» запустила завод по производству дражированных семян сахарной свёклы «Бетагран Рамонь», в нашем распоряжении оказались семена селекции Всероссийского НИИ сахарной свёклы и сахара имени Мазлумова. Но от иностранных гибридов они отставали по урожайности на 50-70 центнеров с гектара. В результате мы поставили цель: создать отечественную суперсвёклу, которая могла бы конкурировать и даже превосходить современные иностранные гибриды, – рассказывает Салис Каракотов.

При этом у селекционеров центра «СоюзСемСвёкла» есть важный козырь: российские чернозёмы, которые исторически выработали устойчивость отечественных гибридных линий к корневым гнилям. В Европе почвы другие, не столь плодородные и богатые гумусом. Именно поэтому гибриды иностранной селекции сверхчувствительны к возбудителям таких заболеваний в условиях наших почв.

– В последние годы на российских полях складываются беспрецедентные ситуации: гнили поражают сахарную свёклу в первой декаде её вегетации, чего не было прежде. В нынешнем году на отдельных полях распространение гнилей достигало 40%. Посевы при этом болеют, корнеплоды отстают в развитии, теряют в урожайности и дигестии. Сложившаяся ситуация диктует необходимость создания российской суперсвёклы: урожайной, сахаристой, генетически выравненной, устойчивой к засухе и корневым гнилям, – констатирует Салис Каракотов.

Потеснить иностранцев, практически без боя захвативших российский рынок семян сахарной свёклы, – задача сложная. Но гендиректор «Щёлково Агрохим» повторяет: ситуация 2020 года показала, насколько остро стоит проблема с поражаемостью иностранных гибридов корневыми гнилями. «Если западные компании не найдут способа повысить устойчивость своей продукции, мы в скором времени вытесним их с российского рынка», – уверен наш собеседник.

Центральное Черноземье – новая житница?

Но сахарная свёкла – не единственная культура, к которой приковано внимание общественности. Компания «Щёлково Агрохим», член Национального союза селекционеров и семеноводов, реализует комплекс проектов, направленных на развитие селекции других культур. Интересы компании касаются и главной сельскохозяйственной кормилицы – озимой пшеницы. По словам Салиса Каракотова, долгое время российские селекционеры создавали интенсивные сорта озимой пшеницы, отзывчивые на минеральное питание. Но сегодня появился новый тренд на сорта с высокими качественными характеристиками. Их дыхание и фотосинтез протекают более интенсивно, а минеральные вещества, находящиеся в почве, усваиваются лучше.
  В настоящее время компания «Щёлково Агрохим» реализует на базе ОПХ «Орловское» селекционно-семеноводческий проект, ориентированный на создание и размножение сортов озимой пшеницы и сои. Ко второй культуре мы обратимся чуть позже, а пока остановимся на пшенице. Два новых сорта – Изумруд Дубовицкого и ДФ 2020 – уже переданы на Госсортоиспытание РФ. Кроме того, дополнительно готовятся документы ещё на несколько сортов, патентообладателем и оригинатором которых является «Щёлково Агрохим». Их названия пока держатся в секрете, но Салис Каракотов рассказал нам о концепции этой работы. Она подразумевает создание сортов, которые будут проходить селекцию в самых жёстких погодно-климатических условиях. Для этих целей отлично подходят такие регионы, как Поволжье или Урал, где средняя урожайность культуры составляет 15-20 ц/га.

А размножать полученный материал будут, напротив, в мягких условиях, где его потенциал раскроется по максимуму. В таком случае вторичное семеноводство станет суперрентабельным, уверен гендиректор «Щёлково Агрохим».

– Сорта озимой пшеницы, которые были селекционированы в суровых условиях Кургана и дали там 20 центнеров с гектара, прошли адаптацию в Орловской области. Их урожайность в более мягких условиях составила 80 центнеров с гектара, – Салис Каракотов подтверждает свои слова реальными цифрами.

Параллельно ставится ещё одна стратегически важная задача: вывести Центрально-Чернозёмную зону на один уровень с Краснодарским краем, то есть сделать из неё ещё одну житницу страны. Но для этого нужны ультрараннеспелые и высокоурожайные сорта пшеницы, которые созревали бы на 2-3 недели раньше обычных местных сортов. Это позволило бы проводить уборку раньше и избежать простоев и потерь, связанных с дождливой осенней погодой.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Генетика, селекция, семеноводство.