«Я схожу с ума , когда думаю о перспективах России , мы станем самым великим народом, самым великим государством, всё в мире будет делаться с нашего разрешения.»
Николай II
Часто можно услышать мнение, что если бы не революция то мы бы жили в совершенно другой стране, на которую весь мир смотрел бы снизу вверх: Могучей и Великой Российской Империи.
Попробуем разобраться, насколько это было реально.
Ни какие попытки указать на текущее неблагоприятное положение в империи в сравнении с другими странами не убедят сторонников «Рос-сии, которую мы потеряли», потому что они смотрят не на то, что было в империи и на каком месте она находилась. Они смотрят «на перспективу», на то какой она могла бы быть.
*и это в лучшем случае, самые активные сторонники империи начинают откровенно переписывать историю фальсифицируя данные.
Логическая цепочка выглядит так:
1. Империя набрала стремительный ход, который вывел бы страну на передовые позиции в мире.
2. Этот стремительный ход был остановлен революцией.
3. Следовательно, из-за революции Россия не стала мировой державой.
4. Революция зло погубившее Россию/отбросившее Россию назад (нужное подчеркнуть)
https://vk.com/wall-201180616_115 :
То что мировой державой стал СССР либо полностью игнорируется либо, в самом адекватном варианте, считается, что без революции стала бы мировой державой раньше и без жертв сталинских репрессий.
(маргинальное мнение, что СССР был отсталой слабой страной ни на что не способной оставим без комментариев)
Основной аргумент это темпы экономического роста, которые у империи и правда были очень высокими в отдельные короткие периоды экономического бума.
И вот этот момент надо разобрать подробнее. Сохранились бы эти темпы в перспективе?
Фундамент экономического роста – потребительский спрос. Т.е. люди у которых есть деньги на покупку промышленных товаров. Можно построить сколько угодно промышленных предприятий, которые произведут продукции хоть на 300% больше чем в прошлом году, но если у людей нет денег скупить эту продукцию, то все они обречены.
Могло ли население империи обеспечить фундамент экономического роста в длительной перспективе?
Рассмотрим это на примере автомобильной промышленности.
В этой отрасли, как и во многих других, Россия сильно отставала от других развитых стран. Если во Франции к 1913 г «Renault» производила до 4,5 тыс автомобилей в год, то в России на Русско-Балтийском заводе с 1908 по 1915 г. выпустили 450 автомобилей.
Но мы помним, что сторонников процветающей империи не интересует текущее положение дел. Их интересуют перспективные планы нарушенные революцией.
И википедия нам расскажет о планах царского правительства построить несколько заводов с общей мощностью в 10 500 автомобилей в год. Деньги на это выделены, контракты заключены.
Ещё немного, ещё чуть-чуть и императорский автопром уничтожил бы Рено на междунароном рынке! Если бы не революция и проклятые большевики погубившие Россию.....
Или нет?
Что бы оценить, на сколько реализуемы эти планы, посмотрим кто бы мог стать покупателем автомашин.
Социальная структура сословной империи выглядела следующим образом:
77% крестьяне
10.6% мещане
6,6% инородцев
2,3% казаков
1 % дворян
0,5% духовенства
0,5 почётных граждан
Инородцы и казаки являются при этом разновидностями крестьянства*
Как видно более 80% населения это крестьяне и как не сложно догадаться при ознакомлении с их укладом жизни даже зажиточные представители этого сословия задумаются над покупкой автомобиля в самую последнюю очередь.
А если учесть качество дорог в деревне, то в ближайшей перспективе автомобильный рынок сбыта в империи ограничивался только городским населением.
На 1913 год в городах жило 24 648 400 человек, то есть всего 14,2 %. Из них примерно половина это мещане - низший разряд городских обывателей который так же не обладал финансовыми возможностями для приобретения автомобилей.
Остается 7% населения, из которых самые богатые это дворяне и купцы, соответственно 1% и 0,2% населения, которые и были первыми потенциальными покупателями.
Таким образом, не смотря на самую большую численность населения в мире в 170 млн. человек, рынок сбыта продукции машиностроения – автомобилей, измерялся в лучшем случае в пару тройку миллионов человек.
Для сравнения США имели примерно в 2 раза меньшую численность населения, но в городах проживало около 40% т.е. примерно 30 из 76 млн. человек (на 1990г.). Что уже больше чем в империи. При этом американское общество было не сословным, а классовым.
Это всё теория, а что на практике?
Конкретные цифры по сбыту удалось найти в журнале «За рулём»
Колеса Российской империи: наш автопром до революции
«К 1914 году в стране с населением более 170 миллионов человек было всего около 13 тысяч автомобилей.»
Другими словами из 170 млн. только у 13 000 человек были деньги на покупку автомобиля. Возможно, часть автомобилей приобрело государство для своих нужд, тогда этих людей ещё меньше.
«Во Франции к тому времени — более 100 тысяч, в США, где Форд уже собирал «жестяные Лиззи» на конвейере,- 1,7 миллиона!»
Население Франции на 1910 г. около 40 млн.
В 1915 году в США проживало 100 млн человек.
Учитывая общий проимперский тон статьи и подобные пассажи:
« Но динамика потрясла бы даже самых оптимистичных сегодняшних маркетологов. В 1912 году Россия импортировала уже 3487 автомобилей — за семь лет ввоз увеличился в 30 раз! »
как раз в духе сторонников стремительно развивающейся царской России, можно уверенно предположить, что эти цифры не занижены. И они подтверждают теоретические описания сделанные выше: в империи не было крупного рынка сбыта для сложной промышленной продукции. А значит и не было фундамента для превращения Российской империи в крупную индустриально развитую державу.
Причём реальные цифры даже далеки до рассчитанных. Т.е. ситуация была совсем плачевной.
К слову, теперь мы можем догадаться об одной из «тех или иных причин» из-за которой сворачивали свою деятельность автофирмы в России
Так что планы царского правительства это всего лишь планы, которым, при попытке их реализовать в случае если бы революции не случилось, пришлось бы столкнуться помимо инфляции, высоких процентных ставок по кредитам и другими последствиями войны, и с объективными ограничениями в размерах автомобильного рынка.
А пока царское правительство только планировало наладить выпуск 10 500 автомобилей в год, в США к 1919 г.
Обратите внимание: Парадоксы российской экономики: Чем выше зарплаты россиян, тем они беднее....
уже было зарегистрировано 6,6 млн. автомобилей.Для того что бы верить в то что Россия стала бы той страной которая указывает всему миру, как мечтал об этом Николай, надо было действительно сойти с ума.
А что же СССР? Ведь Советский Союз смог стать индустриальной державой.
Вот как раз СССР и построил то, чего не было в Российской империи - фундамент экономического роста.
Главное, что сделало советское правительство, это сформировало массовый спрос на продукцию машиностроения. А имея спрос на индустриальную продукцию провести саму индустриализацию было уже делом техники.
Как именно это было сделано тема отдельной статьи, но кратко пояснить нужно здесь.
В наследство от империи СССР досталась аграрная страна с преимущественно крестьянским, как мы уже знаем, населением.
Сельскому хозяйству нужны не легковые автомобили, ему нужны трактора и грузовики.
Как сделать, так что бы деревня стала массово покупать грузовики и трактора?
Крестьянин единоличник, даже зажиточный, не сможет купить трактор. И дело даже не в отсутствии денег. Рентабельно применять трактора можно только на крупной земельной площади. Очевидно, что ни кто не будет покупать трактор что бы вспахать приусадебный участок. Для этого хватит коня и сохи.
Из Журнала Плановое хозяйство №2 за 1928 г можно узнать, что
«Размеры земельных площадей, при которых применение трактора становится выгодным, определяются по американской практике Н. М. Тулайковым[1], по данным штатов Сев. и Южн. Дакот, в 65 га, Н. П. Макаровым — в 38 га[2], инж. Корсунским в 38 га[3], официальными данными за 1920 год Сев.-амер. департамента земледелия[4] — в 30 га и т. д.»
Источник: http://istmat.info/node/43401
Т.е. необходимо создать крупные агропромышленные комплексы. И советское правительство их создало, проведя коллективизацию.
И если Империя была на первом месте в мире по производству сох, то СССР к концу 30х годов был на первом месте в мире по производству гусеничных тракторов.
Но не тут-то было! Сторонник империи тут же скажет «тракторов ещё просто не было, а потом бы это всё сделали бы и так. Без жертв, раскулачиваний и репрессий. Если бы не революция!»
Но в этом случае классическое проимперское «если бы…» не пройдёт, так как безо всякого «если» в империи как раз и пытались создать потребителя промышленной продукции из сельских жителей. Пытался это сделать Столыпин проводя комплекс мероприятий в области сельского хозяйства. Попытка эта закончилась не удачей. Реформы не были проведены в полном объеме. Встречали титаническое сопротивление в обществе и в государстве. И закончились убийством самого Столыпина.
Даже репрессии, задолго до большевиков, начал сам Столыпин приняв «Закон о военно-полевых судах», которые вершили суд максимум в 48 часов, приговор приводили в исполнение в 24 часа, а подсудимый не имел на этом суде ни каких прав.
Самое ироничное в том, что большевики во многом как раз продолжили проводить те преобразования, которые не смог завершить Столыпин. И, так же как и Столыпин, жёстко подавляли сопротивление.
Вывод:
Как бы не горевали сторонники процветающей империи, суровая реальность такова, что революция не погубила Россию, а преобразовала её в современную и передовую на тот момент державу. И все горевания по поводу упущенных исторических шансов напрасны и беспочвенны.
Да, цена победы была высокой, но поражение всегда стоит дороже.
Если вам понравилась статья буду очень признателен. если вы распространите её среди своих друзей и знакомых.
Поддержать автора можно здесь: https://www.donationalerts.com/r/pamir01
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Экономическое обоснование обречённости Российской импении.