Обзор концепций цифровизации бизнеса

Современные цифровые технологии возникли не вчера. Первый персональный компьютер появился в 80-е годы, в 70-е годы появилась первая программа для отправки электронных писем, а идеи столь популярных сегодня нейронных сетей зарождались в далёкие 60-е. Что же мы тогда понимаем под цифровизацией бизнеса в современном смысле? Рассмотрим наиболее популярные концепции признанных мировых научных центров.

1. Обзор концепций цифровизации бизнеса от Кембриджского университета

Источник: Mariam H. Ismail, Mohamed Khater, Mohamed Zaki / Цифровая трансформация бизнеса и стратегия: что мы знали до сих пор.

Позиционирование цифровой трансформации.

Авторы исследования проанализировали более ста источников в поисках ответа на вопрос о том, чем цифровизация отличается от трансформации бизнеса под действием традиционных информационных технологий.

Традиционные информационные технологии, заключают авторы, не оказывают значительного (качественного) влияния на изменение бизнеса. Такие технологии влияют, скорее, на внутреннюю среду организации и хорошо работают вплоть до воздействия на сферу деятельности бизнеса.

Локальные информационные системы, либо сеть из таких систем вкупе с бизнес-процессами вносят изменения в опыт самих сотрудников, практически никак не воздействуя на рынок, занимаемый бизнесом.

Развитие традиционных ИТ-технологий - это эволюционный путь, не способный вывести бизнес на новый уровень. В противовес им работают революционные технологии, которые оказывают воздействие на опыт клиента, меняя его.

Например, до 2005-го года опыт покупки товаров в сети Интернет в России был диковинным, пока один из ритейлеров не совершил цифровую трансформацию в отрасли продаж и не основал всем известный интернет-магазин.

Цифровизация, подчеркивают авторы исследования, позволяет технологиям быть неотъемлемой частью самих продуктов, что рассматривается как фундаментальное отличие от того, что мы видели ранее.

Кроме того, цифровизация смещает фокус с конкуренции отдельных компаний на отраслевую конкуренцию . Эта конкуренция проявляется в том, что компании конкурируют друг с другом в единой среде создания ценности, которая и заменяет собой традиционный рынок. Такую среду можно назвать единой цифровой платформой, внутри которой игроки рынка осуществляют взаимодействие.

Ключевыми атрибутами такого взаимодействия становятся:

  • Расширенное сотрудничество и обмен информацией;
  • Высокая интенсивность сотрудничества;
  • Совместные инвестиции;
  • Долгосрочное, повторяющееся взаимодействие, основанное на доверии и сформированных крепких отношениях.

2. Концепция цифровизации Массачусетского технологического института

Источник: Питер Вайл, Стефани Ворнер / Цифровая трансформация бизнеса / Альпина Диджитал / 2018.

Типы цифровых бизнес-моделей.

Согласно концепции, цифровизации могут подлежать три ключевых элемента бизнес-модели:

  • Управление продуктом;
  • Управление опытом клиента;
  • Управление IT-платформой бизнеса.

Производители концентрируются лишь на внутренней платформе, позволяющей управлять продуктом.

Интересное: Есть ли в России новые возможности для бизнеса?.

У них нет прямых взаимоотношений с клиентами. Такие взаимоотношения они реализуют через посредников (поставщиков). Производители замкнуты сами в себе, в своей внутренней экосистеме, однако могут перестраивать ее под потребности рынка. Пример - модульный производитель.

Поставщики реализуют товар производителей и являются лишь одним элементом, создающим добавленную стоимость для покупателя. Поставщики коммуницируют с покупателями, но знания о них - носят фрагментарный характер. Пример - розничная торговая сеть.

Омниканальность предполагает присвоение бизнесом взаимоотношений с клиентом. Клиенту предлагают различный опыт взаимодействия с широкой линейкой персонифицированных продуктов. Пример - банки.

Драйвер экосистемы предлагает клиенту не только товары, но и персонифицированный вспомогательный сервис, формируя вокруг себя шлейф из поставщиков, посредников, цифровых сервисов и т.п. Примеры: Amazon, Apple.

Если поставщики довольствуются маржинальностью бизнеса ~30%, то у драйверов экосистемы этот показатель составляет 50% (20% - рента за лидерство). Появление на рынке драйверов экосистемы способствует его мощной консолидации. Задача лидера - это пояснение всем игрокам необходимости выбора подходящей цифровой бизнес-модели.

Исходя из описанного выше, можно выделить некоторые общие черты процесса цифровизации:

  • Рынок консолидируется вокруг лидера, который помогает другим игрокам;
  • Рыночные отношения реализуются через некую цифровую платформу, которая открыта для всех участников;
  • Взаимоотношения на рынке становятся более прозрачными и долгосрочными;
  • Качественно трансформируется опыт клиента.

Если материал был вам интересен и/или полезен, не забывайте подписываться в раздел и поощрять авторов лайками.

Интересное еще здесь: Экономика.

Обзор концепций цифровизации бизнеса.