Кризис догоняющего развития: почему развивающиеся страны теряют позиции и что их ждет в будущем

Начало XXI века было эпохой больших надежд для развивающихся стран, которые казались локомотивами глобального роста. Однако сегодня картина радикально изменилась: Южная Африка охвачена восстаниями, Колумбия переживает волну жестоких протестов, а Тунис погрузился в глубокий конституционный кризис. Авторитарные и нелиберальные режимы набирают силу. В Перу к власти пришел марксист, в то время как в Бразилии, Индии и Мексике независимые институты власти, включая суды и президентские администрации, подвергаются системным атакам.

Эта волна политической нестабильности и авторитаризма была усилена пандемией COVID-19, которая, как лакмусовая бумажка, выявила глубинные структурные проблемы: прогнившую бюрократию, неэффективные системы здравоохранения и изношенные социальные гарантии.

По оценкам модели избыточной смертности, от пандемии в мире погибло от 8 до 16 миллионов человек, при среднем значении около 14 миллионов. Наибольший удар пришелся по развивающимся странам, особенно со средним и низким уровнем дохода. В этих государствах удаленная работа — редкость, а доля пожилых людей и граждан с избыточным весом, входящих в группу риска, высока. Если исключить Китай, на развивающиеся страны приходится 68% мирового населения, но при этом — 87% всех смертей от COVID-19. Лишь 5% их населения старше 12 лет полностью вакцинированы, что подчеркивает глобальное неравенство в доступе к медицинским ресурсам.

1. Эпоха больших надежд и стратегия «догоняющего развития»

В начале 2000-х годов концепция «догоняющего развития» (catch-up growth) вселяла оптимизм. Считалось, что более бедные страны могут резко ускорить свой экономический рост, перенимая передовые технологии у развитых государств, активно инвестируя в промышленность и открывая свои экономики для международной торговли. Эта модель ранее блестяще сработала для ряда восточноазиатских «тигров». Финансовый мир даже ввел аббревиатуру BRICS, выделив Бразилию, Россию, Индию и Китай как новых лидеров мировой экономики.

Какое-то время стратегия действительно работала. Если в 1980-х годах лишь 34% стран росли быстрее США по ВВП на душу населения, то в 2000-х этот показатель вырос до 82%. Результаты были впечатляющими: масштабы бедности сократились, транснациональные корпорации устремили свои инвестиции на новые рынки, а в геополитике заговорили о формировании многополярного мира с более равномерным распределением влияния.

2. Закат «золотого века»: рост замедляется

Однако в 2010-х годах доля «догоняющих» стран упала до 59%. Хотя Китай и ряд азиатских экономик, таких как Вьетнам и Филиппины, продолжили демонстрировать успехи, другие члены BRICS — Бразилия и Россия — начали сдавать позиции.

Интересное: Зачем России нужны иностранные инвестиции?.

Латинская Америка, Ближний Восток и страны Африки к югу от Сахары стали заметно отставать от развитого мира. Даже динамично развивающаяся Азия стала наверстывать упущенное более медленными темпами, чем в предыдущее десятилетие.

Роль внешних факторов и внутренних просчетов

  • Закончился сырьевой бум 2000-х годов, на котором росли многие экономики,
  • мировая торговля стагнировала после глобального финансового кризиса,
  • резкие колебания валютных курсов вызывали финансовые потрясения,
  • появилась самоуспокоенность, будто быстрый рост предопределен и будет длиться вечно.

Однако проблемы были не только во внешней среде. Многие правительства пренебрегали долгосрочными инвестициями в человеческий капитал — образование и здравоохранение. Нерешенными оставались системные проблемы: хронические перебои с электричеством в Южной Африке, «проблемные» банки в Индии, масштабная коррупция в России. Вместо укрепления независимых институтов — таких как центральные банки и судебная система — политики часто использовали их в своих узких интересах, подрывая доверие и стабильность.

3. Вызовы ближайшего будущего

Один из ключевых рисков — возможный кризис на развивающихся рынках из-за ужесточения денежно-кредитной политики в США и роста процентных ставок. Хотя многие страны сегодня менее уязвимы благодаря плавающим курсам валют и меньшей доле долга в иностранной валюте, угроза сохраняется. Более серьезную тревогу вызывают затяжные политические кризисы. Исследования подтверждают, что социальные протесты и нестабильность сдерживают экономический рост, что, в свою очередь, порождает новую волну недовольства, создавая порочный круг. Этот эффект особенно разрушителен именно для развивающихся экономик.

Даже если удастся избежать острых кризисов, наследие пандемии и растущий протекционизм /внешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства аналогичных внутренних товаров и услуг — прим. переводчика/ могут обречь эти страны на длительный период вялого роста. Многие их жители останутся без вакцинации, а долгосрочная производительность труда пострадает из-за того, что миллионы детей пропустили значительную часть школьного обучения.

Усложнение глобальной торговой среды

Китай, двигатель роста для многих развивающихся стран, постепенно отходит от политики открытости, которая когда-то обогатила его самого. Если эта тенденция сохранится, Китай не станет тем гигантским источником потребительского спроса для бедных стран, каким были США для него в последние десятилетия.

Растущий протекционизм на Западе также ограничит экспортные возможности для производителей из развивающихся стран. Кроме того, производство становится все менее трудоемким из-за автоматизации, что снижает конкурентное преимущество дешевой рабочей силы. Богатые страны вряд ли компенсируют это, открыв свои рынки услуг, и могут не оказать достаточной помощи уязвимым экономикам в адаптации к таким глобальным вызовам, как изменение климата, что критически важно, например, для Бангладеш.

В ответ развивающиеся страны могут поддаться искушению и сами свернуть к изоляционизму и протекционизму. Однако это было бы серьезной стратегической ошибкой. Именно жесткая глобальная конкуренция часто служит стимулом для проведения эффективной экономической политики внутри страны.

  • Катастрофической оказалась идея Турции о том, что повышение процентных ставок разгоняет инфляцию;
  • губительным — стремление Венесуэлы построить «социализм XXI века»;
  • обречен на провал запрет, подобный индийскому, который не позволил Mastercard привлекать новых клиентов.

Наибольшие шансы на успех в новой реальности по-прежнему остаются у тех развивающихся рынков, которые сохранят открытость миру.

4. Новые реалии, но старые принципы успеха

Сегодня правила игры дополнились новыми условиями: всеобщий доступ к цифровым технологиям и создание надежной системы социальной защиты стали критически важными для устойчивого развития.

Однако фундаментальные принципы экономического роста остаются неизменными:

  • сохранять открытость для международной торговли и инвестиций,
  • активно конкурировать на мировых рынках,
  • последовательно инвестировать в инфраструктуру, образование и здравоохранение.

У развивающихся стран еще есть время и возможность скорректировать курс, чтобы избежать возврата к изоляции и экономическим трудностям прошлого.

Источник The Economist

Интересное еще здесь: Экономика.

Проблемы развивающихся стран.