Кто смотрел фильм про короля Артура? В нем король и его рыцари придумывают гениальный план, как попасть в укрепленный замок. По типу Троянского коня они строят деревянного кролика и ставят его у ворот замка. Охранники затягивают кролика внутрь замка и… король Артур понимает, что план не удался. Они просто не залезли внутрь кролика. Это замечательный пример отличного плана и плохого исполнения. Точно так происходит в случае попыток провести цифровую трансформацию без четкой стратегии.
Компании слышат о том, что конкуренты проводят цифровую трансформацию. Это что-то новенькое! А вдруг мы что-то упустим? В итоге организации вкладывают много сил и средств в инициативы с непонятными целями. Иногда даже объявляют о своих победах, правда, в реальности в их деятельности мало что меняется. Основная причина таких неудач – попытка что-то изменить без четкой стратегии цифровой трансформации. Или существующий разрыв между стратегией и ее исполнением.
1. Цифровая трансформация
Цифровая трансформация – это процесс организационных изменений с использованием цифровых технологий и бизнес моделей для повышения производительности.
Цифровая трансформация должна иметь следующие ключевые характеристики:
1. Бизнес-цель, которая отражается в улучшении ключевых показателей производительности.
2. Использование одной или нескольких цифровых технологий.
3. Организационные изменения, включающие процессы, персонал и стратегии.
Большинство компаний четко понимают, что они хотят улучшить. Это может быть увеличение прибыли, удовлетворенность клиентов или техническая поддержка. Также сегодня создано множество цифровых решений, полезных для бизнеса. А вот «организационные изменения» - дело не простое.
Самое сложное в цифровой трансформации – побудить компанию преодолеть собственную инерцию, переосмыслить процессы с применением цифровых технологий и разработать для всего этого правильную стратегию. Собственникам необходимо определить, что должно быть изменено в компании, независимо от использования цифровых продуктов. Чаще всего это происходить в «ручном режиме», как и составление любой бизнес-стратегии.
2. Стратегия цифровой трансформации
Стратегия цифровой трансформации компании - это дорожная карта для проведения цифровой трансформации и достижения запланированной цели. Она дает понять не только, что нужно сделать, но и то, чего предприятие не хочет получить вообще. Стратегия разбивает огромную задачу цифровой трансформации на мелкие проекты, а дорожная карта показывает порядок их выполнения.
Первым делом в формировании стратегии цифровой трансформации необходимо определить отправную точку, то есть сделать качественный анализ текущего положения дел в компании. Затем ставятся цели, которых необходимо достигнуть в ходе трансформации. Проще говоря, проводится мозговой штурм по поиску идей. И только после этого в стратегии цифровой трансформации определяются необходимые технологии и проекты.
Любые предложения, которые становятся частью стратегии, должны иметь ключевые характеристики:
1. Измеримый параметр, который необходимо улучшить.
2. Цифровая технология, которая поможет достичь этого.
3. Организационные изменения, необходимые для реализации проекта.
Идеи, которые соответствуют всем характеристикам, выстраиваются в определенной последовательности. Чаще всего в этом помогают следующие критерии:
- Последовательность. Некоторые проекты нельзя запустить до завершения других по техническим причинам или из-за нехватки ресурсов.
- Сложность. Не следует начинать с реализации самого сложного проекта, лучше выполнить пару простых и накопить необходимый опыт.
- Бизнес-инициативы. Цифровая трансформация должна соответствовать общей бизнес-стратегии компании, включая слияния, поглощения, отделения, внедрение новых продуктов и так далее.
- Приоритет. Некоторые проекты важнее других или имеют большую срочность.
- Доступность ресурсов, например, трудовых.
- Объем проекта. В некоторых может участвовать один отдел или бизнес-процесс. Другие касаются нескольких бизнес-процессов и кросс-функциональных команд.
3. Как поддержать стратегию цифровой трансформации компании?
Cтратегия определяет приоритеты и цели компании, а значит, она должна стать известна не только сотрудникам, которые будут принимать участие в ее реализации, но и акционерам, клиентам и поставщикам. Каждое решение должно приниматься с ее учетом.
Компания должна быть готова к обновлению стратегии не менее одного-двух раз в год или при возникновении крупных изменений, таких как пандемия коронавируса. В такие моменты необходимо пересмотреть необходимость элементов стратегии, последовательности реализации проектов, промежуточные результаты.
Не хотите попасть в такую же ситуацию, как Артур? Пишите нам.