Монетаризм в своем наивном представлении через чур ставит деньги во главу угла вместо производящих сил и научно-технического потенциала народонаселения. Монетаризм на сегодняшний день чувствует себя вполне неплохо и комфортно из-за складывания глобального рынка, который нивелирует все его недостатки, но почему-то абсолютно не решает проблем в экономике. Если государство на острове с развитой виртуальной экономикой оказывается в изоляции в следствии глобальных катастроф вроде эпидемии или глобальной войн, то сколько бы у страны не было бы денег на виртуальных счетах она будет находиться в изоляции, а ресурсов у нее не будет. Как и у человека на необитаемом острове не будет возможности использовать свою карту или бумажник, набитый долларами. Можно ли в отсутствие логистики и человеческого коллектива использовать денежные знаки ответ очень простой – это абсолютно невозможно. Поэтому чистая монетарная политика никогда не сможет решить проблему экономических кризисов.
Деньги – один из способов организации общественной жизни и обмена между людьми. А экономика — это система управления данным обществом и когда деньги становиться уже самоцелью экономики наступает упадок государства в следствие многочисленных проблем. Монетарное общество насаждает искусственную одномерность которое ведет к его упадку и умиранию в следствие того что это общество путает причину богатства и его следствие. В монетарном обществе нет никаких встроенных ограничений на потребление. В традиционных обществах существовали ограничения, определяемые общественными обязательствами и такие обязательства, существовали и в социалистических государствах с развитой ресурсной экономикой. А вот денежное общество никаких ограничений не предусматривает. Не существует предела накоплению богатства, как и нет пределу социального расслоения между людьми и народами. Возникают иногда комические ситуации, когда богатая ресурсами страна, беднее страны, которая не имеет ни ресурсов ни даже развитого населения.
Существует интересная легенда о царе Мидасе. Мидас был правителем Фригии и владельцем прекрасного сада, где «растут дикие розы с шестьюдесятью лепестками. Запах их гораздо сильнее запаха прочих роз». Однажды днем Мидас обнаружил у себя в саду резвящегося среди роз сатира по имени Силен, который отбился от свиты Диониса.
Мидас велел схватить Силена, чтобы выпытать у него древние тайны. Первым делом он спросил у сатира, что для человека лучше всего на свете. Силен сразу догадался, что царь — деспот, к тому же жадный и не слишком умный. Поэтому он дал Мидасу совсем не такой ответ, какого тот от него ждал, — не конкретный, а абстрактно-философский: лучше всего для человека вообще не рождаться на свет. Ну, а если уж не повезло, и ты все-таки родился, в этом случае самое лучшее — поскорее скончаться. Нечего и говорить, что Мидаса подобный ответ не устраивал, о чем он немедленно сообщил Силену. «Ладно, — сказал сатир, — будь, по-твоему. Если ты меня отпустишь, я исполню одно твое желание. И если ты мудр, то сам выберешь, что для тебя лучше всего на свете!» Мидас, разумеется, считал, что в жизни нет ничего лучше богатства, и пожелал, чтобы все, к чему он ни прикоснется, превращалось в золото. Сатир исполнил свое обещание, и поначалу Мидас был в восторге. Стоило ему отломить от дерева веточку, и она в его руках мгновенно превратилась в золотую! Он поднял с земли ком глины и понял, что держит в руках увесистый слиток золота. Взял в руки яблоко, и, разумеется, оно тут же стало золотым — точь-в-точь как знаменитые яблоки Гесперид. Жадный царь был опьянен своим новым даром: «сам постигает едва совершенье мечты, претворяя в золото все».
Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.
Чтобы отпраздновать нежданно свалившееся богатство, Мидас повелел устроить пир. И вот на пиру и выяснилось, что его дар — на самом деле не дар, а проклятие. Взятый в руку хлеб превращался в золото, а поднесенное к губам вино расплавленным металлом лилось мимо губ. В более поздних версиях мифа Мидас совершил страшную ошибку, поцеловав свою дочь, отчего та превратилась в холодную сияющую статую. Проклиная себя, царь «этой нежданной бедой поражен — и богатый и бедный жаждет бежать от богатств и, чего пожелал, ненавидит». Он молил богов, чтобы они избавили его от ужасного дара, — и, к счастью для царя, Дионис сжалился над ним. Он повелел Мидасу отправиться к истоку реки Пактол в Лидии и искупаться, чтобы смыть с себя проклятие. Мидас так и поступил, передав свой «дар» реке, и она стала источником серебра и золота, из которого в Древней Греции чеканили первые монеты, — иными словами, река стала источником сомнительного приобретения, которым впоследствии будет пользоваться практически все человечество.Суть данной легенды что если убрать общество или тех производит материальные блага то денежное богатство может оказаться не имеющим никакого смысла, и человек, обладающий им в преизобилии, может умереть голодной смертью, подобно тому легендарному Мидасу. Если не будет бедных которых ненавидят богатые то и не будет рабочей силы которая будет их обеспечивать необходимыми ресурсами и услугами. Если же убрать богатых то вскоре их численность в капиталистическом обществе снова быстро восстановится. Для того что бы капитализм существовал должны быть обязательно бедные и должна быть искусственная безработица для стимуляции рынка труда. Деньги служат отражением безличных и бесчеловечных отношений, скрепляющих экономическую машину буржуазного общества не оставляющих «между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного чистогана.
Как СССР пытался отменить деньги
Первым государством в мире после Греческой Спарты (спартанская система была попыткой построить военное тоталитарное государство вне экономической системы) которое отменило деньги был Советский Союз, но военный коммунизм как эконмическая система себя не оправдал. Поэтому частично союз ввел в обиход денежные знаки внутри страны. Деньги продолжали существовать — однако их власть была сильно ограничена. В этом и заключалась суть советской стратегии — минимизировать воздействие денег как гаранта свободы, одновременно максимально укрепив их влияние как фактора стабильности. Иначе говоря, это было частичное возвращение от монетарного общества к традиционному. Требовалось создать систему «дамб и каналов», чтобы деньги не затапливали каждый уголок общества, как в капиталистических странах, а текли только туда, где это шло на пользу строительства социализма. Как выразился преемник Ленина И.В. Сталин, деньги стали «тем инструментом буржуазной экономики, который взяла в свои руки советская власть и приспособила к интересам социализма».
Деньгам и финансовой деятельности как таковой отводилась второстепенная роль. Приоритеты устанавливает План партии и ресурсная экономика и целесообразность, и общественная полезность. Именно поэтому Советский союз смог реализовать монументальные научно технические сооружения и сделать рывок в технологиях. Банки не изучали проекты для финансирования и не следили за выплатой кредитов — они просто создавали деньги для реализации тех или иных планов.
Но есть большая ложка дегтя в этой огромной бочке с медом. Деньги все меньше и меньше выполняли функцию организующей технологий, в одних отраслях возникло перепроизводство в других дефицит. Даже базовый компонент денег — концепция универсальной экономической ценности — утратил значение. Многие товары и услуги не имели цены, поскольку их нельзя было ни купить, ни продать за деньги. Остальные товары имели цену, назначенную свыше, и доступ к ним был ограничен. Таким образом, роль денег как универсального эквивалента превратилась в чистую фикцию. Количество денег было огромное а товаров было мало или наоборот товаров не нужных было очень много но его производили огромных количествах из-за отсутствия механизма спроса и предложения основанных на деньгах.
Это закончилось крахом СССР и Спарта тоже просуществовала недолго как государство. И спартанское решение отмены денег, и советский подход имели место быть ведь они двинули вперед экономическую и социальную модель современного общества . Возможно с новыми технологиями все же удаться отменить денежные отношения или как-то их модернизировать на благо человечества.
#деньги #экономика ссср #история
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Можно ли есть Деньги?.