На наших сайтах мы внимательно рассматриваем действия Правительства, а также решения и высказывания наиболее заметных персон: Михаила Мишустина, Юрия Борисова, Андрея Белоусова. С другой стороны им оппонируют Антон Силуанов, Герман Греф, Эльвира Набиуллина (хотя ЦБ все же больше ограничивается своим специфическим набором функций).
Однако, для устойчивого, планомерного развития экономики в долгосрочной перспективе недостаточно действий ни отдельных людей, ни даже целых команд. Нужна работающая система, институты развития, которые нацелены на конкретный результат, способные обеспечивать рост в условиях непрекращающихся кризисов.
Попробуем разобраться, что с этой системой происходит
За 30 лет существования в либеральной парадигме был создан ряд институтов развития. В их числе Сколково, Роснано, ВЭБ. Делалась ставка на банковский сектор, как источника средств для развития, попытки развития фондового рынка.
С другой стороны, были фактически национализированы Газпром, нефтедобывающие компании, созданы Ростех, Росатом и Роскосмос. К деятельности этих компаний тоже есть существенные вопросы: строительство СП-2, падающие ракеты и проблемы со спутниками, объединение компаний "Сухой" и "МиГ", но все же, эти ГК объединили существующие активы, не позволив им исчезнуть, благодаря чему мы сохранили остатки наследия СССР и работающие отрасли. Однако, эти ГК с трудом можно назвать институтами развития.
Особняком здесь стоит Сбер - гибрид, наполовину государственный, но платящий огромные дивиденды зарубежным миноритариям.
А вот именно за развитие должны были отвечать, в том числе Сколково и Роснано, а также масса территорий опережающего развития, особых экономических зон и т.п. При этом, по крупным проектам мы всегда слышали от Минфина: по снижению налогов - выпадающие доходы, по проектам с участием государства - сомнительная рентабельность, по тратам на армию - дорого (на последнем моменте все же Кудрин перестал быть министром).
По сути же, мы видим, что прорыва не произошло, а крупных инвесторов приходится буквально водить за руку, индивидуально обсуждая каждый проект. Хороший пример такого подхода - СПИКи, заключавшиеся с производителями автомобилей, подразумевавшие постепенную локализацию производства.
И вот с приходом нового Правительства, мы видим активную работу и с законодательством: обратный акциз на переработку СУГ, снижение налоговой нагрузки на ИТ-компании, принятие решений по строительству нескольких заводов, дорог, ВСМ и скоростных поездов для них.
Однако, нас не должна вводить в заблуждение большая плотность новостей по этому поводу: когда иссякнет запас идей, выяснится, что нет конвейера, своего рода самоподдерживающейся реакции роста в экономике.
Поэтому, параллельно мы видим движение в сторону установления контроля нынешнего правительства над ВЭБом, создание Фонда фондов, анонсированное Белоусовым, слухи о переводе Чубайса на освоение Арктики с поста главы Роснано, повышение контроля системных госкапиталистов над расходованием ФНБ.
Достаточно ли этого? Скорее нет, чем да. Однако, новая конструкция в экономике только еще начинает собираться. При этом, движение идет не по классическому для нас пути "сначала разрушим до основания, потом построим новый мир", а плавно и в парадигме созидания.
Это позволяет надеяться на увеличение темпов роста экономики и повышение благосостояния граждан.
Не забываем ставить лайк:)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!