
В 2018 году, который уже совсем далек, президент Владимир Путин подписал указ, впоследствии получивший название «майского» указа (7 мая), который предусматривал запуск ряда государственных проектов.
Всего реализуется 13 национальных проектов, охватывающих три направления: «Человеческий капитал» («Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Культура»), «Комфортная среда проживания» («Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология») и «Экономический рост» («Туризм и гостеприимство», «Наука и университеты», «Малое и среднее предпринимательство», «Производительность труда», «Международная кооперация и экспорт», «Комплексная программа модернизации и расширения объектов крупной инфраструктуры»).
Проекты были готовы к концу 2018 года, их реализация запланирована на конец 2024 года. Вон те. Сроком на шесть лет. Иногда, рассматривая этот период, стали говорить, что в стране реализуется «шестилетний план».
«Шестилетний период» заканчивается 31 декабря 2024 года. Сейчас конец февраля, а я так и не увидел и не услышал никаких внятных отчетов о результатах реализации нацпроекта.
Российские СМИ сообщили, что 30 января в Координационном центре правительства состоялось стратегическое совещание по вопросам реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития. Опубликована стенограмма выступления премьер-министра. Отчет содержит много цифр и фактов. Но не совсем ясно, были ли завершены эти национальные проекты?
В какой-то степени ответ на этот вопрос можно найти в социальных сетях и «несистемных» СМИ. Существует немало публикаций и обзоров, в которых часто употребляется слово «неудача».
Нет необходимости слишком глубоко вникать в этот вывод. Большую часть данных можно найти на сайтах агентств, ответственных за реализацию национальных программ. В качестве примера приведу данные национального проекта «Производительность труда», ответственность за который лежит на Минэкономразвития.
Напомню, что названный национальный проект предусматривает рост производительности труда в экономике страны не менее чем на 5% в год. Вот данные Минэкономразвития о реальной динамике этого показателя. В 2018 году темп роста составил всего 1,5%. В 2019 году он увеличился на 2,6%.
В 2020 году производительность труда даже снизилась на 0,4%. В 2021 году он вырос на 2,8%. Ко второму году, 2022 году, снижение составило уже 3,6%. Это самое большое падение производительности с 2009 года, когда производительность упала на 4,1%. В 2023 году производительность выросла на 1,7%.
А согласно только что опубликованным результатам за 2024 год, по предварительной оценке Минэкономразвития, темп роста составит 3,3%. В то же время ведомство сообщило, что ожидает роста производительности труда на 2,3% в следующем, 2025 году%.
Мы видим, что эти цифры далеки от минимального целевого показателя в 5%. В течение двух лет он находится в состоянии общего спада. Можно подсчитать, что производительность труда увеличится лишь немногим более чем на 5% за весь шестилетний период. Образно говоря, это означает «топтание на месте».
Примечательно, что Минэкономразвития ежегодно отчитывается о том, что вышеуказанные национальные проекты реализованы практически на 100% как же так?
Все очень просто. Главным критерием (показателем) оценки является степень освоения средств бюджета национального проекта. Первоначальный объем финансирования составил 45,7 млрд рублей.
Министр экономического развития Максим Решетников с гордостью заявил, что по итогам 2020 года государственный проект «Производительность труда» вошел в пятерку лучших государственных проектов по показателю исполнения расходов федерального бюджета (98,7%.
Другие ведомства также регулярно отчитываются о ходе реализации курируемых ими национальных проектов, а уровень исполнения бюджетных расходов достиг более 90%. А на реализацию всех государственных проектов всего за пять лет из государственного бюджета было выделено 21 триллион рублей!
Это составляет более половины общего объема расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2024 год (40,2 трлн рублей). Но нет четкого и понятного объяснения того, как были потрачены эти деньги. В социальных сетях некоторые блогеры прямо заявили, что часть этих денег не только не была использована эффективно, но и была разворована.
Судя по всему, эти подозрения разделяет и президент России. В канун Нового года, 28 декабря 2024 года, после состоявшегося 5 декабря заседания Комитета по стратегическому развитию и национальным проектам Путин поручил Счетной палате Российской Федерации провести проверку реализации национальных проектов.
Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова на заседании Комитета Совета Федерации по надзору за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования (надзора) и муниципального регулирования заявила, что проверка государственных проектов станет самой масштабной акцией Счетной палаты за последние годы, в рамках этой проверки планируется провести 113 мероприятий.
Аудиторы не раскрыли его содержание. Она признала, что факты, касающиеся некоторых национальных проектов, свидетельствуют о вопиющих злоупотреблениях. «Я хочу вам сказать, что 1 кв метр федеральной трассы стоит 20 млн рублей. Он точно не стоит таких денег, поэтому мы тщательно разберемся и посмотрим, сколько он стоит», — сказал аудитор.
Последствия провальной реализации национальной программы даже трудно в полной мере оценить.
Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.
Речь идет не только о выброшенных на ветер триллионах рублей. Бездействие и застой приведут к обострению социально-экономических проблем и поставят под угрозу национальную безопасность России. Возьмем в качестве примера тот же национальный проект «Производительность труда». Из-за отсутствия реальных успехов в этой области экономический рост России не был таким быстрым, как следовало бы.Недавно Федеральная служба государственной статистики опубликовала ряд макроэкономических показателей по Российской Федерации за 2024 год. Таким образом, номинальный ВВП Российской Федерации в прошлом году составил 200 трлн рублей.
Премьер-министр Михаил Мишустин доложил эту цифру Путину 7 февраля, добавив, что за четыре года эта цифра удвоилась. Но это номинальный рост; с учетом инфляции реальный рост весьма скромен. Каковы фактические темпы роста ВВП страны в год реализации нацпроекта? Вот данные Росстата по годам (в %): 2018: +2,8; 2019: +2,2; 2020: -2,7; 2021: +5,6; 2022: -2,1; 2023: +3,6; 2024: +4,1.
Мы видим, что оба года «шестилетнего образования» закончились с отрицательными результатами, а именно: снижением реального ВВП. Стоит отметить, что с 1990-х годов темпы роста ВВП России практически всегда были ниже среднемировых.
Доступно только в 2023 и 2024 годах. Темпы роста в России немного выше среднемировых. Вот почему доля России в мировом ВВП практически непрерывно снижается. По данным Международного валютного фонда, в 1992 году этот показатель для России составил 4,85%. Доля России в мировом ВВП за последние годы (%): 3,09% в 2018 г.; 3,07% в 2019 г.; 3,08% в 2020 г.; 3,07% в 2021 г.; 2,93% в 2022 г.; 2,95% в 2023 г.
МВФ еще не дал окончательной оценки на 2024 год. Можно предположить, что доля может быть близка к отметке в 3%. Но это также можно назвать «топтанием на месте». Реального ускорения экономического развития России не произошло. Я помню волнение после указа президента в мае 2018 года.
Они говорят, что Россия укрепит свои позиции в мировой экономике. Она обгонит Германию и Японию и станет четвертой по величине экономикой мира (после Китая, США и Индии). Кстати, МВФ прогнозирует рост мирового ВВП к 2025 году на уровне 3,3%, тогда как в России — всего на 1,3%. Через два-три года Индонезия может превзойти Россию.
В то время как Россия теряет свое место в мировой экономике или в лучшем случае стагнирует, некоторые страны демонстрируют завидную экономическую динамику. Таким образом, по оценкам МВФ, реальные темпы роста ВВП в 2023 году составят (%): Индия — 7,0; Вьетнам — 6,1; Китай — 4,8. Доля этих стран в мировой экономике неуклонно растет. Так, в 1992 году реальная доля ВВП Китая в мировой экономике составляла 4,37% (ниже, чем у Российской Федерации), а в 2023 году она выросла до 18,73%.
Одним из основных факторов бурного роста экономики таких стран, как Китай, Индия, Вьетнам и Индонезия, является быстрый рост производительности труда. В России же рост производительности труда эквивалентен величине, которая образно говоря «находится в пределах статистической погрешности».
Еще одним неприятным аспектом стагнации производительности труда в России является то, что в большинстве отраслей отечественной экономики работодатели компенсируют низкую производительность труда за счет найма дешевой рабочей силы. Кроме того, подавляющее большинство рабочей силы приезжает из-за рубежа, в основном из соседних стран. По оценкам, численность иностранных граждан, проживающих в Российской Федерации, составляет от 6 до 16 миллионов человек. Конечно, это скорее вопрос национальной безопасности, чем экономики.
Многие говорят, что привлечение миллионов трудовых мигрантов похоже на минирование страны. Но сейчас я хочу подчеркнуть угрозу сохранения низкого уровня производительности труда в России. В результате экономическая отсталость нашей страны сохраняется. Государственный проект «Производительность труда» реализуется уже шесть лет, и число иммигрантов, приезжающих в Россию, растет из года в год.
Сообщается, что с 1 января 2025 года начнется реализация нового федерального проекта «Производительность труда» в рамках национального проекта «Эффективная и конкурентоспособная экономика». На сайте правительства РФ сообщается, что проект является наследием и логическим продолжением мероприятий национального проекта «Производительность труда», реализуемого с 2019 по 2024 год. Хочется верить, что новая программа не станет банальным «разбазариванием» федерального бюджета.
Суть в следующем: если мы действительно хотим существенно повысить производительность труда в российской экономике, нам необходимо создать надежные барьеры на пути потока иностранных трудовых мигрантов.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Все достижения Минэкономразвития можно охарактеризовать одной фразой — «Бег на месте».