Запаса ликвидности в ФНБ хватит на 2025 год, а дальше…

Министр экономического развития РФ Максим Решетников заявил, что с ноября по декабрь 2024 года российская экономика вступит в период замедления роста.

По его словам, этот рост уже не является положительным. В пищевой, химической, деревообрабатывающей промышленности и некоторых областях машиностроения темпы развития замедлились.

Министр пояснил, что ужесточение денежно-кредитной политики и повышение макропруденциальных требований (проявившееся в увеличении премии за риск по ипотеке - SP и т д.) привели к снижению спроса и инвестиций»).

Еще в июле 2024 года глава Центрального банка Эль-Набиуллина заявила, что впервые за почти десятилетие экономика столкнулась с циклическим перегревом. Поэтому для решения этой проблемы необходим более длительный период высоких процентных ставок, чтобы охладить спрос.

Кандидат экономических наук, член Совета Общественной палаты Московской области, заместитель председателя Научно-экспертного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин в интервью «СП» подчеркнул, что замедление экономики не вызовет проблем.

— Об этом свидетельствуют весьма существенные изменения в структуре российского экспорта: доля неэнергетического экспорта в поставках за рубеж увеличивается. Пострадают не только традиционные торговые отношения с Китаем и Индией, но и укрепятся отношения России со странами, включая Африку. В регионе реализуются важные проекты, связанные с горнодобывающим и металлургическим производством.

Что касается тенденции к снижению затрат на топливо и энергию, то она, хоть и существенна, не будет катастрофической. В результате структура экспорта России изменится.

Однако наиболее важными для ВВП секторами экономики являются те, которые ориентированы на внутреннее потребление. Например, масштабные проекты, связанные с автомагистралями, имеют мультипликативный эффект. То есть они способствуют увеличению спроса на дорожную технику и другие смежные отрасли. В свою очередь, ИТ-индустрия также имеет огромный потенциал, в том числе экспортный.

СП: Как будет развиваться ситуация в строительной отрасли?

— Если SVO не будет завершена к маю, это будет означать сохранение высокого спроса на бытовую технику и товары длительного пользования, поскольку спрос на ипотечные кредиты по-прежнему высок. Рост ВВП составит 3,5%, но за это мы, скорее всего, заплатим 8%-ной инфляцией. Если доходы участников SVO останутся высокими, они продолжат оставаться важнейшим фактором экономического роста.

Напротив, в условиях строительства СВО спрос на жилье резко сократится, но не катастрофически. В принципе, даже в ситуации, когда участники SVO перестанут получать достаточно высокие доходы, спрос на ипотеку продолжит снижаться достаточно умеренно.

В результате темпы роста нашего ВВП достигнут 2,5%, а инфляция замедлится до 6-7%. Это очень хорошие условия, при которых мы неоднократно создавали предпосылки для дальнейшего экономического роста. По моему мнению, ожидания стагфляции (т.е более низкие темпы роста ВВП будут сопровождаться более высоким уровнем инфляции) — это просто паника.

При таком сценарии, скорее всего, вернется большое количество западных брендов, что усилит конкуренцию на внутреннем рынке и приведет к дефляционной тенденции. На этом фоне базовые процентные ставки будут снижены, а условия кредитования улучшатся.

Обратите внимание: На первое время хватит: государство заплатит более 100к за переезд в другой регион.

Значительным фактором также станут иностранные инвестиции, в том числе из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.

Но в целом, ввиду отсутствия острой конкуренции, отрасли экономики России развиваются достаточно динамично, заполняя имеющиеся пробелы и используя ранее накопленные доходы для текущих инвестиций, тем самым достигая роста.

Главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев считает, что экономический рост может замедлиться до значений от 0 до 1%, то есть символического роста.

— На это повлияли серьезные факторы, в том числе чрезмерно высокие базовые процентные ставки (что замедлило рост кредитования) и возросшая налоговая нагрузка. В частности, с 1 января ставка налога на прибыль увеличится с 20% до 25%. В этом году могут сохраниться и менее серьезные негативные факторы, включая санкции.

СП: Есть ли еще в экономике место для безопасности? Достаточно ли у Фонда национального благосостояния денег для покрытия дефицита бюджета?

— В настоящее время в Фонде национального благосостояния около 11 трлн рублей, но оборотная часть существенно сократилась и составляет около 3–4 трлн рублей. Около трех четвертей капитала фонда недоступны; это средства, которые уже инвестированы, в том числе на долгосрочную перспективу.

Компонент ликвидности невелик; он больше зависит от размера дефицита бюджета. Можно сказать, что к 2025 году на покрытие дефицита хватит нескольких триллионов рублей, и еще останется запас прочности.

СП: Какие секторы экономики сохранят большую часть прошлогоднего потенциала роста?

——С начала года экономическая ситуация не претерпела принципиальных изменений. Отрасли, которые росли ранее, продолжают расти и сегодня. В основном это касается отраслей, связанных с военно-промышленным комплексом, фармацевтикой и обрабатывающей промышленностью.

Добывающие отрасли, особенно нефтегазовую, ждут более трудные времена, особенно с учетом того, что президент США Дональд Трамп объявил Соединенные Штаты лидером в сфере энергетики.

Его правительство планирует снять все ограничения на добычу нефти. В результате поставки углеводородов возрастут, что повлияет на снижение цен, и мы также почувствуем негативное влияние.

СП: Будет ли в этом году расти сектор удобрений и сельскохозяйственной продукции?

——Перспективы удобрений многообещающие. В агропромышленном комплексе многое зависит от погодных условий. Но если посмотреть на озимые культуры и зимнюю погоду, то прогноз урожая в этом году не очень хороший, по крайней мере, не лучше, чем в прошлом году. Так что если темпы роста равны нулю, это, конечно, хорошо, но это явно не движущий фактор.

СП: Решетников уточнил, что признаком того, что экономика начинает остывать, является спад корпоративных заказов, в частности, на фоне высоких процентных ставок падают продажи автомобилей и сельхозтехники. Ограничит ли это также AIC?

——Да, но высокие сборы за утилизацию также окажут давление на автомобильный рынок. Речь идет не только о легковых автомобилях, но и о грузовиках, комбайнах и спецтехнике. Последняя трудность также окажет давление на строительную отрасль, поскольку значительная часть такой техники импортируется.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Запаса ликвидности в ФНБ хватит на 2025 год, а дальше….