Трансформация российского бизнеса: поиск новых партнеров, импортозамещение и оптимизация в новых реалиях

Российский бизнес находится в эпицентре глубокой структурной перестройки. Ключевыми драйверами этой трансформации стали поиск альтернативных каналов для импорта и экспорта, всесторонняя оптимизация внутренних процессов на предприятиях, активное импортозамещение и стремление к созданию замкнутых технологических цепочек внутри страны.

События последнего времени — начало СВО, введение санкций, изменение логистических маршрутов — стали серьезным испытанием для экономики. Опытные российские предприниматели, привыкшие к кризисам, отмечают, что нынешний вызов — один из самых масштабных за последние десятилетия. Несмотря на высокую степень неопределенности, основные контуры новой бизнес-реальности уже проступают.

Анализ показывает, что сегодня экономический рост в большей степени обеспечивается промышленным, а не потребительским спросом. Происходит глобальная перестройка цепочек поставок сырья и оборудования с переориентацией на азиатских и отечественных производителей. Экспортные потоки смещаются с европейского направления на азиатское и ближневосточное, что ведет к созданию новых логистических маршрутов и росту соответствующих издержек. Компании кардинально пересматривают инвестиционные планы: пока потребительский сектор замедляется, производители в сегменте B2B стремятся занять освободившиеся рыночные ниши. Основные инвестиции направляются на проекты импортозамещения и развитие экспорта по новым направлениям. Параллельно идет внутренняя реструктуризация: бизнес отказывается от неэффективных активов и оптимизирует штат, чему дополнительно способствовала частичная мобилизация.

Эти выводы подтверждаются результатами опроса представителей среднего бизнеса России как из промышленного, так и из потребительского секторов.

1. Промышленный рост на фоне потребительской стагнации

В ряде отраслей наблюдается уверенный рост. «Внутренний спрос на нашу продукцию — модифицированные крахмалы, патоку — вырос настолько, что склады опустели. Мы наращиваем мощности, планируем их удвоить в следующем году, и уверены, что весь объем будет реализован. Спрос будет только расти по мере ухода иностранных компаний», — отмечает Роман Козырев, гендиректор «Рустарк». Импорт модифицированных крахмалов уже замещен на 30%.

Производитель дорожной и коммунальной техники «Комплексные дорожные машины» также фиксирует рост оборота на 5%, связывая это с увеличением объемов дорожного строительства. Компания расширяет производство, запуская новые модели оборудования.

Нефтехимический холдинг «Титан» увеличил выпуск продукции почти на 20%, в том числе за счет роста производства изопропилового спирта и каучука. Основатель компании «Пензаспецавтомаш» Михаил Колесников констатирует: «Многие потребители теперь перейдут на российское или китайское оборудование. Прошли времена, когда безоговорочно хвалили все европейское». В его отрасли — производстве топливного оборудования — уход иностранных игроков открыл новые возможности для местных производителей.

Однако рост наблюдается не везде. Ситуация сильно зависит от специфики отрасли и конкурентоспособности продукции. «Где-то мы видим рост за счет ухода иностранцев (электротехника), а где-то — падение спроса (лом черных металлов)», — поясняет Александр Кобенко из холдинга «Акрон».

2. Спад в потребительском секторе

На потребительских рынках картина менее радужная. Отмечается снижение спроса на товары легкой промышленности, мебель, автомобили. Продажи в отдельных сегментах упали на 15-30%.

«Продажи женской обуви снизились, доходы удается сохранять за счет мужского ассортимента», — говорит Андрей Бережной из Ralf Ringer. В текстильной компании «Нордтекс» отмечают стагнацию спроса на постельное белье, что характерно для кризисных периодов.

Рынок бытовой химии также столкнулся с падением продаж на 20-30% из-за снижения трафика в торговых центрах. «Люди в условиях неопределенности склонны отказываться от излишнего потребления, особенно по товарам не первой необходимости», — констатирует Иван Дубиненков («Форсаль»).

Сфера услуг, особенно в туризме, также переживает не лучшие времена. Владельцы отелей и ресторанов в Крыму и на юге страны сообщают о падении активности на 15-20%. «Там, где стреляют пушки, мало желающих посещать рестораны», — отмечает совладелец отелей в Крыму Сергей Габестро.

Несмотря на это, бизнес не впадает в панику. Многие компании благодаря диверсификации имеют запас прочности, а также видят большой потенциал в импортозамещении.

3. Переориентация с Европы на Азию

Зависимость от импортных материалов и оборудования остается высокой, но цепочки поставок стремительно меняются. Компании массово ищут замену европейским поставщикам в Азии и в России. Некоторые начали этот процесс еще во время пандемии.

«Мы уже адаптировали производство под китайские шасси — Shacman, Howo, JAC, а также под КАМАЗ и МАЗ», — делится опытом Ольга Соловьева («Комплексные дорожные машины»).

Предприниматели признают, что раньше часто по привычке работали с иностранными поставщиками, игнорируя отечественных. «Многие европейские поставщики просто перепродавали китайские компоненты с наценкой. Перейдя на прямые закупки в Азии, мы выиграли в цене», — говорит Михаил Колесников.

Однако сотрудничество с лояльными европейскими партнерами продолжается, хотя и усложнилось. Приходится искать обходные логистические маршруты через Турцию, Сербию или страны Балтии, что значительно удорожает поставки. «Оборудование уже подорожало на 20-30% из-за инфляции в Европе и роста стоимости доставки», — отмечает Павел Булгаков (Antares Vision Group).

Определенным сдерживающим фактором для роста цен стал сильный рубль. «Сорок процентов нашего сырья — импортное, и только благодаря крепкому рублю удается сдерживать цены», — говорит Алексей Комлев («Меридиан»).

4. Новые рынки: Индия, Турция, Африка

Азиатские страны становятся не только источниками поставок, но и новыми направлениями для экспорта, контрактного производства или создания дочерних предприятий.

«Мы уже работаем с Индией, собирая оборудование на месте. Рассматриваем возможность создания там отдельного производства. Активный интерес проявляет и Африка», — рассказывает Михаил Колесников.

Холдинг «Акрон» в связи с ограничениями на экспорт в ряд стран изучает новые рынки: Центральную Азию, Турцию, Ближний Восток и Северную Африку. «Мы активно изучаем возможность размещения новых производственных активов», — подтверждает Александр Кобенко.

Перед производителями встает стратегический вопрос: развивать производство в России или переносить его в Азию, особенно если оно зависит от импорта сырья и комплектующих. Этот выбор — важный сигнал для экономических властей страны.

5. Оптимизация и адаптация к новым вызовам

Частичная мобилизация внесла коррективы в работу компаний, обострив проблему нехватки кадров. Бизнесу пришлось оперативно перестраивать процессы и заниматься перераспределением обязанностей.

«Мы потеряли четверть рабочей силы из-за мобилизации. Впервые столкнулись с такой нагрузкой», — говорит Михаил Колесников. Компания «Стилар» в качестве подготовки проводит ротацию кадров, отправляя руководителей в отпуск и ставя на их место перспективных сотрудников для проверки их управленческих навыков.

Текущая ситуация заставляет бизнес повсеместно оптимизировать процессы. Компании закрывают нерентабельные направления, отказываются от экспериментальных проектов и повышают требования к эффективности. «Сейчас не время для долгих экспериментов. Мы сосредоточились на повышении прибыльности и применили консервативный подход к новым проектам», — поясняет Иван Дубиненков.

6. Инвестиции в будущее: импортозамещение и развитие

Несмотря на трудности, промышленные компании намерены продолжать инвестировать, видя возможности в замещении импорта и развитии инфраструктуры.

«Мы продолжаем реализацию крупных проектов, ищем сделки по слиянию и поглощению на фоне ухода иностранных игроков. Мы не останавливаем развитие, но усиливаем анализ рисков», — заявляет Александр Кобенко («Акрон»).

Холдинг «Титан» завершает строительство линий по производству БОПЭТ-пленки, чтобы устранить зависимость внутреннего рынка от импорта. В туристическом секторе также есть планы по развитию: сеть Green Flow продолжает инвестировать в строительство гостинично-термальных комплексов в различных регионах, от Санкт-Петербурга до Сахалина.

«В ближайшие годы работы будет много. Предприятия, которые смогут занять ниши, оставленные ушедшими иностранными компаниями, увеличат масштабы. Я уверен, нас ждет машиностроительный бум, особенно при господдержке», — прогнозирует Михаил Колесников.

Общая настроенность бизнеса, несмотря на все сложности, выражена в словах Вадима Адамовича («Стилар»): «Можно играть в жертву обстоятельств. А можно сказать: "Пусть все остальные ждут, а я буду делать". Экономика меняется, и мы пытаемся оседлать эту волну».

Александр Лабыкин и Татьяна Одинцова внесли свой вклад в эту историю.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Они связаны с поиском новых партнеров по импорту и экспорту, внутренней оптимизацией компаний, процессами импортозамещения и завершением технологических цепочек внутри отраслей.