Ключевые темы второго дня Евразийского форума в Баку: логистика, финансы и новый миропорядок
В ходе XV Евразийского форума в Вероне (Баку) Россия выступила с важной инициативой для усиления транспортного сотрудничества. Страна предложила Азербайджану и Ирану создать единого логистического оператора для западного маршрута международного транспортного коридора «Север-Юг». Российская сторона ставит амбициозную цель — удвоить грузопотоки по этому маршруту к 2030 году. Помимо логистики, в фокусе дискуссий второго дня оказались актуальные вопросы функционирования финансового сектора в современных условиях, развитие транспортной инфраструктуры, процессы цифровизации и регионального развития. Участники также обсудили переход к новым индустриальным моделям для экономики Большого Баку и подчеркнули важность созидательного сотрудничества для развития новых транспортных артерий.
1. Создание единого логистического оператора
Идею укрепления логистических связей на форуме представил первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов. Он подробно изложил предложение России о формировании совместного с Азербайджаном и Ираном логистического оператора для западного ответвления коридора «Север-Юг». Такой оператор, по замыслу, должен обеспечить клиентам комплексное транспортное обслуживание и высокий уровень логистических услуг, взяв на себя функции не только перевозчика, но и экспедитора. В качестве успешного прецедента Белоусов привел пример оператора ЮТЛК, который был создан «РЖД» совместно с железными дорогами Казахстана и Беларуси.
— Россия предлагает рассмотреть возможность запуска этой услуги с учетом того, что оператор будет также выполнять экспедиторские функции — по заключению контрактов на транспортные услуги, перевалку в морских портах, таможенные и другие сопутствующие услуги, — пояснил первый вице-премьер.
Россия рассчитывает, что объем грузоперевозок по всему коридору «Север-Юг» к 2030 году вырастет вдвое и достигнет 32 миллионов тонн. Основные надежды связываются именно с западным маршрутом через Азербайджан. Андрей Белоусов заявил, что цель — увеличить пропускную способность этого направления с текущих 9 до как минимум 15 миллионов тонн к указанному сроку. Эти планы выглядят реалистичными на фоне текущей динамики: за первые три квартала текущего года железнодорожные грузоперевозки между Россией и Азербайджаном выросли на 57% и составили 5,4 млн тонн.
Транспортный коридор «Север-Юг», идея которого была закреплена соглашением России, Индии и Ирана еще в 2003 году, призван стать ключевой артерией, соединяющей Скандинавию, страны СНГ, Восточную Европу с Ираном, Индией, Пакистаном и государствами Персидского залива. Как отмечает Артем Деев, руководитель аналитического отдела AMarkets, реализация проекта позволит установить единые тарифы и сократить время доставки грузов в 1,5–2 раза.
— Предложение России о создании единого оператора для маршрута «Север-Юг» — это логичный шаг, который значительно упростит и ускорит перемещение грузов между странами, оптимизирует таможенные процедуры и создаст благоприятные условия для роста взаимной торговли, — считает эксперт. Он также добавил, что это часть общей стратегии России по переориентации экспортных потоков с ЕС на партнеров по СНГ и Ближнему Востоку.
Частный инвестор Федор Сидоров, основатель Школы практических инвестиций, поддерживает эту инициативу. Он подчеркивает, что для наращивания экспорта по новым направлениям России необходимы современные логистические инструменты.
— В Европе такие маршрутизированные транспортные системы давно отлажены, а нам на других направлениях нужны механизмы для оптимизации всех процессов. Международная логистика — это сложный механизм, где пересекаются границы, таможенные правила, различные юридические нормы. Без их унификации и упрощения серьезно нарастить экспортные потоки будет сложно, — пояснил Сидоров.
Со своей стороны, «РЖД» готовы инвестировать в развитие инфраструктуры. Как сообщил в кулуарах форума первый заместитель главы компании Вадим Михайлов, до 2025–2026 годов на модернизацию железнодорожных подходов от России к границе с Азербайджаном планируется выделить около 11 миллиардов рублей.
2. Финансы и новый миропорядок: обсуждение на форуме
Параллельно с логистикой на форуме активно обсуждались финансовые вопросы, в частности, переход на расчеты в национальных валютах. Андрей Белоусов отметил, что дедолларизация взаимной торговли является одним из ключевых условий для успешного развития коридора «Север-Юг».
— Сегодня 65% наших расчетов с Азербайджанской Республикой по-прежнему происходят в долларах и евро, но ни ЕС, ни США не являются партнерами в этих отношениях. Поэтому, конечно, переход на национальные валюты полностью отвечает интересам развития наших двух стран и в целом является важным условием для дальнейшего развития этого транспортного коридора, — заявил он.
Обратите внимание: Парадоксы российской экономики: Чем выше зарплаты россиян, тем они беднее....
Тему утраты долларом своей роли и разрушительного влияния санкций на мировую торговлю продолжил Жиль Реми, генеральный директор CIFAL Groupe.
— Санкции подрывают все правила международной торговли. Доверие разрушается, и мы фактически возвращаемся к «закону джунглей», где речь идет уже не о торговле, а о конфискации активов. На восстановление доверия к международной системе уйдут десятилетия. Доллар больше не может быть мировой валютой. На наших глазах рождается новый многополярный мир, — констатировал он.
Дискуссии на форуме вышли далеко за рамки экономики, затронув фундаментальные вопросы современного мироустройства. Участники говорили о деградации международных отношений, месте человека в глобальных процессах, реальности климатической повестки и формировании новой социально-экономической модели, несовместимой с волюнтаризмом в мировой политике.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шокин высказал мнение, что новая глобальная экономическая система, вероятно, будет двухполярной.
— Скорее всего, возникнут два ключевых центра. Один — англо-атлантический и евроатлантический, другой — евразийский, в сердцевине которого в итоге окажется экономика Китая, — предположил он. По словам Шокина, в новых условиях критически важна ставка на регионализацию, включая создание собственных независимых систем платежей и расчетов.
— Построение новой финансовой системы — процесс сложный. Доллар теряет доверие во многих странах. Новая экономическая модель должна базироваться на принципах деглобализации, где приоритет отдается развитию локальных экономик, — резюмировал глава РСПП.
Общим лейтмотивом форума стал призыв к диалогу и сотрудничеству вместо конфронтации. В резолюции по итогам мероприятия президент ассоциации «Cognizant of Eurasia», итальянский профессор Антонио Фаллико, заявил:
— Альтернативы широкому международному сотрудничеству на основе равенства и инклюзивности не существует. Большую роль в этом играет экономическая дипломатия. Мы призываем все страны и народы, которым дорого общее будущее, объединить усилия. Наш выбор — диалог, а не конфронтация; развитие, а не регресс.
Фаллико напомнил о фундаментальном принципе международного права «pacta sunt servanda» — договоры должны соблюдаться. По его мнению, только строгое следование этому принципу, защита частной собственности и основ свободной рыночной экономики создают почву для долгосрочных проектов, нормального предпринимательства и планирования.
Он также отметил, что проведение Веронского Евразийского экономического форума в Баку — это лишь первый шаг. Выбор города не случаен: он находится в сердце Евразии, на стыке культур и континентов. В будущем подобные саммиты планируется проводить и в других ключевых центрах региона.
Источник
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!
Подпишитесь на наши группы:
ВКонтакте
Telegram-канал
Одноклассники
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Россия предложила Азербайджану и Ирану создать единого логистического оператора для западного маршрута транспортного коридора «Север–Юг».