В уходящем 2022 году Россия, несомненно, вступила в самое опасное и ответственное десятилетие своего развития. Отказавшись от иллюзии возможности партнерства с Западом и вступив с ним в ожесточенную конфронтацию, мы столкнулись с абсолютной необходимостью обеспечения широкого и устойчивого экономического и технологического суверенитета. Более того, в это же десятилетие мы должны укрепить свой безусловный политический суверенитет через культурное и, шире, интеллектуальное влияние на процессы формирования нового многополярного мира. Является ли это возможным? Несомненно. Хотя это сложная и стратегически значимая работа.
С экономической точки зрения Россия показала беспрецедентную устойчивость в 2022 году. По итогам года наш ВВП не упадет более чем на 3%, наш торговый и платежный балансы показывают рекордные уровни (в январе-ноябре торговый баланс профицит превысил 257 млрд долларов, платежный баланс — 225,7 млрд долларов), наша обрабатывающая промышленность растет на 2,5% в год, впервые за многие годы мы имеем высокий рост денежной массы, и даже инвестиций, которые должны были упасть резко в условиях неопределенности, вырос на 5,9% в январе-сентябре по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Есть мнение, что все эти достижения — случайность. Исключительно из-за сырьевого характера нашего хозяйства.
Обратите внимание: Есть ли в России новые возможности для бизнеса?.
Но, конечно, это не так. Российская экономическая система комплексно отреагировала на санкции и военный кризис. Товарные рынки удерживались от падения отчасти благодаря беспрецедентно быстрому расширению товарных поставок на новых восточных направлениях. Технологические пробелы, вызванные санкциями, стали быстро заполняться новыми источниками поставок, в том числе с Востока. В очень короткий, действительно, срок были мобилизованы мощности нашего ВПК и связанного с ним машиностроения, увлекая за собой и металлургию. Заказы в этой части экономики выросли многократно – в три раза и более. Даже потребительский рынок, по-видимому, крайне чувствительный к кризисам такого масштаба, не испытал шока, похожего на шок 1998 года. Компании, обслуживающие потребительский сектор, начали стремительную реструктуризацию: коммерсанты - искали новое предложение на Востоке и на дома, производители - захватили ниши, оставленные умершими представителями западных компаний.Полная версия материала доступна только подписчикамТолько те, кто оформил платную подписку на ОНЛАЙН-версию журнала, могут прочитать материалы печатной версии журнала целиком.
Попробовать бесплатно Подписка за 390 рублейВсе материалы выпуска за 120 рублейЯ подписчикБольше интересных статей здесь: Экономика.