В то время как некоторые европейские политики неоднозначно относятся к соглашению об изменении климата, подписанному демократами США, целенаправленный подход плана США, ориентированный на правительство, вызывает гораздо больше доверия, чем рыночный подход, который ЕС продвигает в своей нынешней зеленой повестке дня. Вместо того, чтобы бороться с ИРА, Европе следует принять ее прорабочий уклон.
Недавний Закон США о снижении инфляции (IRA), который включает сотни миллиардов долларов в виде федеральных субсидий на экологически чистые технологии и возобновляемые источники энергии, знаменует собой продолжительный сдвиг в климатической политике США. Но в то время как решение США присоединиться к глобальной борьбе с изменением климата приветствовалось в ЕС, некоторые лидеры выразили обеспокоенность тем, что в законопроекте слишком много внимания уделяется отечественному производству, что может привести к дискриминации компаний ЕС.
В моем недавнем политическом документе я утверждаю, что Европа не должна сопротивляться новому американскому подходу к климатической политике. Наоборот, европейские страны должны приветствовать это и разработать собственную лучшую версию.
Одна из причин, по которой европейцам следует принять IRA, заключается в том, что она выходит за рамки несколько упрощенного подхода к изменению климата, который часто доминирует в политических дискуссиях. Нынешний подход ЕС, примером которого является инициатива Fit for 55, следует рыночной парадигме, которая опирается на ценообразование на выбросы углерода для обеспечения саморегулирования со стороны эмитентов. IRA, с другой стороны, предполагает, что дальновидное правительство может ускорить переход к «зеленой» экономике за счет целевых инвестиционных субсидий для домашних хозяйств и предприятий. Кроме того, IRA явно предвзято относится к рабочим, сосредоточив внимание на домашней работе и пытаясь повысить заработную плату, ставя некоторые налоговые льготы в зависимость от обязательства компаний выплачивать преобладающую заработную плату.
В то время как IRA представляет собой зеленую промышленную политику, способную создать миллионы хороших рабочих мест в области чистой энергии, рыночный либеральный подход ЕС неизбежно потерпит неудачу, потому что стоящая за ним экономическая теория игнорирует две критические особенности человеческого общества: индивидуальные затраты на адаптацию и экономические отношения власти. И в то время как европейские политики, кажется, очарованы сказочным миром свободных рынков, целенаправленный подход ИРА, ориентированный на правительство, основан на здравом экономическом смысле.
Дополнительным преимуществом IRA является то, что он предлагает позитивный рассказ. Главный политический инструмент экономистов, выступающих за рынок, чтобы заставить людей принять устойчивое развитие, — это наказание за экологически безответственное поведение. Кроме того, рыночный подход сводит социальное измерение климатической политики к перечислению платежей так называемым «проигравшим» при переходе к нулевым выбросам. Но большинству людей не нравится наказание, они не хотят подачек от правительства и уж точно не любят, когда их называют неудачниками. Большинство людей хотят зеленой экономики, обеспечивающей достойные, хорошо оплачиваемые рабочие места, и они ожидают, что правительства помогут создать для этого условия.
Но хотя общий подход IRA к климатической политике является разумным, у него есть один существенный недостаток.
Обратите внимание: Начато строительство моста через Лену.
Проще говоря, в США отсутствуют трудовые институты, необходимые для воплощения правительственной повестки дня в пользу работы в реальную политику. Для устранения структурной асимметрии власти между работниками и работодателями необходимы хорошо организованные профсоюзы, рабочие советы и более строгое соблюдение законов о минимальной заработной плате.Когда дело доходит до разработки климатической программы, благоприятной для рабочей силы, многие европейские страны явно имеют преимущества перед Соединенными Штатами, которые они могут и должны использовать. Во-первых, концепция «преобладающей заработной платы» в IRA несколько расплывчата и ее трудно обеспечить. В большинстве стран ЕС заработная плата в промышленности регулируется коллективными договорами, а профсоюзная заработная плата может легко использоваться в качестве эталона в других секторах. Такие страны, как Франция и Германия, могут стать лидерами в этом отношении. Учитывая, что в этом году Германия уже планирует ввести достойную заработную плату для всех федеральных подрядчиков, применение аналогичных требований к субсидиям на «зеленые» инвестиции не кажется надуманным.
Кроме того, программы обучения сотрудников должны быть неотъемлемой частью любой «зеленой» программы. IRA стремится поддерживать создание высококвалифицированной рабочей силы, предлагая налоговые льготы компаниям, которые обеспечивают профессиональное обучение. Но успех этих программ зависит от наличия качественного образования в партнерстве с работодателями. Такие схемы существуют только в некоторых частях США, в то время как в Германии и некоторых других странах ЕС существует давняя традиция использования программ ученичества и переподготовки для поддержки рабочих в приобретении технических навыков, необходимых для большинства промышленных работ.
Однако промышленная политика мало что сделает для повышения заработной платы в сфере услуг, поэтому законы о минимальной заработной плате являются неотъемлемой частью любой политики в отношении трудящихся. Страны ЕС должны использовать переход на зеленую энергию как возможность установить справедливую минимальную заработную плату, обеспечивающую достойный уровень жизни.
Правительство Германии недавно сделало важный шаг в этом направлении, повысив минимальную заработную плату с 10,45 евро до 12 евро (около 16 долларов по паритету покупательной способности), хотя большая часть этого повышения минимальной заработной платы будет компенсирована высокой инфляцией. В соответствии с недавней декларацией ЕС о минимальной заработной плате, Германия должна как можно скорее повысить минимальную заработную плату как минимум до 16 евро. Тем самым она может подтолкнуть весь ЕС к решительным действиям в поддержку рабочих в ответ на ИРА.
Том Кребс, профессор экономики Мангеймского университета, является научным сотрудником Форума новой экономики и членом Комиссии по минимальной заработной плате Германии.
Больше интересных статей здесь: Экономика.