Мультимодальные перевозки как ключевой тренд 2023 года для российской логистики

В 2023 году для России одним из наиболее значимых трендов в сфере логистики становится развитие мультимодальных перевозок. Это означает использование комбинации различных видов транспорта — морского, железнодорожного и автомобильного — для доставки грузов. Эксперты логистического рынка, опрошенные «Экспертом», отмечают, что такой подход имеет как существенные преимущества, так и ряд сложностей.

Санкционное давление 2022 года кардинально изменило международные логистические маршруты для российского экспорта и импорта. Произошёл масштабный переориентирование грузопотоков с западных направлений на восточные и южные. Однако на новых маршрутах остро ощущается дефицит логистической инфраструктуры. Развитие мультимодальных схем, когда грузы перемещаются «на перекладных», как раз и позволяет «расшивать» эти узкие места, повышая пропускную способность транспортных коридоров.

1. Активное развитие на Дальнем Востоке

Особенно активно комбинированные перевозки развиваются на дальневосточных направлениях, где операторы ищут способы справиться с возросшей нагрузкой. «Варианты мультимодальных доставок расширяются, — отмечает Григорий Григорьев, гендиректор транспортной компании Novelco. — В качестве альтернативы железной дороге и прямой автоперевозке из Китая появляется их гибрид: автодоставка до Забайкальска с последующей перевалкой на железную дорогу в России. Также осваивается новый маршрут через Благовещенск с использованием морского, автомобильного и железнодорожного транспорта».

2. Южное направление и коридор «Север-Юг»

Сочетание морского, железнодорожного и автомобильного транспорта активно применяется и на южных маршрутах, в частности, в рамках транспортного коридора «Север-Юг». «Этот коридор характеризуется большим количеством стыковочных пунктов и инфраструктурными ограничениями, — говорит Федор Токарев из Noytech Supply Chain Solutions. — На рынке появились новые сервисы, позволяющие перевозить грузы в интермодальном сообщении. Например, импорт из стран Индийского субконтинента часто идёт морем в Иран, а затем по железной дороге или автотранспорту через Каспийское море или по суше через страны Центральной Азии в Россию».

На некоторых направлениях комбинированные перевозки открывают особые перспективы. Интересные формы мультимодальности наблюдаются на турецких маршрутах.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Здесь большой популярностью пользуется сочетание автомобильного и морского транспорта с использованием так называемых Ro-Ro паромов (roll-on/roll-off). На эти суда заезжают гружёные фуры, которые после морского перехода следуют по российским дорогам без дополнительных перегрузок. «В 2023 году, вероятно, сильный рост покажет именно турецкое направление, в основном за счёт мультимодальных перевозок, — прогнозирует Иван Головко (Noytech Supply Chain Solutions). — Большие перспективы здесь у автомобильных перевозок, особенно если увеличится количество Ro-Ro паромов».

3. Вызовы и недостатки мультимодальности

Однако у мультимодальных доставок есть и обратная сторона. Усложнение маршрутов часто ведёт к удорожанию и увеличению сроков транспортировки. Это особенно заметно на западных направлениях, где из-за санкций российским перевозчикам приходится организовывать сложные схемы с перегрузкой или «передачей» грузов на границе. «Изменения в логистических цепочках в разы увеличили стоимость и сроки доставки, — констатирует Кирилл Латинский из Sota Logistic. — Ценообразование сейчас таково, что для части получателей экономически целесообразнее искать альтернативы прежним поставкам».

«Из-за ограничений перевозчики из ЕС вынуждены передавать прицепы на границе своим российским или белорусским коллегам, либо организовывать перегрузку, — добавляет Алексей Мисаилов из FM Logistic. — Это, с одной стороны, снижает объёмы, а с другой — вовлекает больше участников, что комплексно влияет на стоимость. Никого уже не удивляют многодневные простои на границе и стоимость доставки в 8-10 тысяч евро за фуру».

4. Снижение рисков и управляемость

Несмотря на сложности, в текущих условиях именно мультимодальные схемы позволяют логистическим компаниям существенно снижать риски и делать сроки доставки более прогнозируемыми. «Мультимодальные доставки через Дальний Восток и прямые контейнерные поезда из Китая сейчас остаются наиболее управляемыми, — указывает Николай Ольшанский из ModernWay. — Хотя нагрузка на инфраструктуру остаётся высокой. Мы ожидаем, что в 2023 году появятся новые маршруты из Китая, а также вырастут объёмы смешанных перевозок через порты Новороссийска и Санкт-Петербурга».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Важным логистическим трендом наступившего 2023 года для России станет мультимодальность – то есть, когда для доставки грузов используется несколько видов транспорта.