Экономика морских перевозок и рыболовства: флаги удобства, регистры и парадоксы рынка

Инцидент с разливом дизельного топлива при буксировке судна «Газпромнефть Норд Вест», связанного с монгольским сухогрузом, неожиданно вывел в центр экономических дискуссий, казалось бы, маргинальную тему — белорусские креветки. Это наглядный пример того, как глобальная экономика связывает самые разные явления, ведь, по сути, все мы так или иначе вовлечены в экономические процессы.

1. Флаги удобства и морская реальность

Белорусские креветки — это не шутка. У Союзного государства России и Беларуси есть свой рыболовный флот и квоты на вылов, поэтому говорить о «реэкспорте» здесь не приходится. Интересно, что когда впервые суда под белорусским флагом появились на Северном морском пути, это вызвало удивление у наблюдателей. Сейчас же это стало обыденностью, как и суда под флагами Монголии, Люксембурга или Швейцарии. На планете множество «морских держав», не имеющих выхода к морю. Регистрация судна под «удобным флагом» (флагом удобства) — это в первую очередь вопрос экономии на тоннажных сборах (своего рода «взносах»), а не криминала. Хотя и здесь есть нюансы: существуют «черные списки» стран, вроде Молдовы, где регистрация может быть слишком простой. В респектабельные порты судно с сомнительной репутацией просто не пустят, а те, кто пользуется такими схемами, хорошо понимают свои риски и цели.

2. Вторые регистры и экономическая невыгодность

Более практичные морские нации, такие как Германия и Норвегия, чтобы не терять конкурентоспособность, создали так называемые «вторые» или международные регистры судов. Они позволяют нанимать иностранных специалистов на любые должности, что запрещено, например, российским торговым законодательством для основного флота. В итоге для судовладельцев содержание судна под национальным флагом часто оказывается дорогим и невыгодным. Парадоксально, но иногда проще и дешевле «сдать» судно, например, на Фарерских островах, чем заниматься этим у себя на родине. Дорогой национальный флаг ведет к снижению зарплат экипажей, старению флота, а логистика (как в случае с перегрузкой рыбы в море на суда норвежского второго регистра) становится выгоднее за пределами страны.

3. Рыбный рынок: цена, качество и маркетинг

Настоящая российская рыба, правильно замороженная сразу после вылова, может стоить на рынке дороже, чем экзотическое китовое мясо в исландском ресторане. Альтернативой для массового потребителя стала маркетинговая уловка — «охлажденная рыба из замороженного сырья», часто импортируемая из Южной Америки. Она может быть в три раза дешевле, хотя и уступает в качестве свежего продукта.

4. Сравнение условий и мрачные прогнозы

Разрыв в зарплатах командного состава на судах под, например, либерийским и российским флагами (при схожем состоянии самого флота) красноречиво говорит о проблемах отрасли.

Хотелось бы найти в этой ситуации что-то жизнеутверждающее, но поводов для оптимизма мало. И даже современные диетологи, кажется, усугубляют картину, заявляя о вреде мяса и потенциальной токсичности рыбы из-за загрязнения океанов.

Судно, сменившее собственника три раза за год, но продолжающее ходить по тому же маршруту.Красивая, гордая отрасль, но, увы, без четких перспектив.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Ну и что, что три океана.