Ассоциация «Деловая Россия» совместно с Министерством экономического развития РФ выступила с инициативой, которая может кардинально изменить подход к стимулированию инвестиций. Они предлагают перевести финансирование инвестиционного налогового кредита (ИНК) для бизнеса полностью на федеральный уровень. Эта мера рассматривается как важный шаг на пути к укреплению технологической независимости страны.

В настоящее время ИНК действует как региональная налоговая льгота, позволяющая компаниям, реализующим инвестиционные проекты (строительство, реконструкцию, модернизацию), не платить налог на прибыль. Однако регионы, предоставляя такие льготы, сталкиваются с выпадающими доходами в своих бюджетах. Новое предложение направлено на то, чтобы снять эту финансовую нагрузку с субъектов Федерации и сделать механизм более масштабным и привлекательным для бизнеса.
1. Суть предложений: переход на проектный подход
Ключевое изменение — переход от отраслевого к проектному принципу распределения ИНК. Это означает, что льгота будет предоставляться не компаниям из определенных секторов экономики, а под конкретные инвестиционные проекты. В приоритете окажутся проекты, соответствующие критериям таксономии технологического суверенитета. Кроме того, инициатива предполагает распространение действия ИНК не только на новые предприятия, но и на уже действующие средние и крупные несырьевые компании, которые реализуют программы модернизации.
Наиболее радикальное предложение касается финансирования. Вместо текущей практики, при которой федеральный бюджет компенсирует регионам лишь две трети выпадающих доходов через субсидии, «Деловая Россия» и Минэкономразвития предлагают предоставлять субъектам Федерации долгосрочные бюджетные кредиты для полного покрытия кассового разрыва. Это должно гарантировать регионам финансовую устойчивость и повысить их готовность активно использовать ИНК для привлечения инвесторов.
2. Дискуссия на высшем уровне: «за» и «против»
Данная инициатива стала предметом активных дискуссий. На встрече с президентом Владимиром Путиным в конце мая министр экономического развития Максим Решетников поддержал предложения бизнес-ассоциации. Он отметил высокую эффективность ИНК: по его словам, один бюджетный рубль, направленный на эту поддержку, привлекает четыре рубля частных инвестиций. Для достижения целей технологического суверенитета, требующих дополнительных 400-500 млрд рублей инвестиций ежегодно, объем федеральной поддержки через бюджетные кредиты может составить около 100 млрд рублей в год.
Однако Министерство финансов РФ, в лице главы ведомства Антона Силуанова, выразило серьезные опасения. Основной аргумент — растущая долговая нагрузка на регионы. Силуанов указал, что субъекты Федерации и так активно привлекают бюджетные кредиты, в том числе инфраструктурные, и дальнейший рост долга может приблизить многие регионы к предельно допустимым лимитам.
Минэкономразвития уже подготовило соответствующий законопроект. Согласно документу, ИНК по проектному принципу будет предоставляться при условии заключения инвестором соглашения с регионом. Размер льготы не должен превышать 25% капитальных затрат на проект, а компенсация выпадающих доходов будет осуществляться через долгосрочные бюджетные кредиты.
3. Текущее состояние и потенциал механизма ИНК
Инвестиционный налоговый кредит — мощный инструмент, позволяющий компании напрямую уменьшить сумму налога на прибыль (а не только налогооблагаемую базу) за счет понесенных капитальных затрат. Сейчас им могут воспользоваться компании в 66 регионах, где он закреплен законодательно, с лимитом возврата до 200 млн рублей.
После того как в 2021 году была введена компенсация двух третей выпадающих доходов регионам из федерального бюджета, активность по использованию ИНК возросла. Однако масштабы все еще остаются скромными. Например, в 2021 году объем субсидий регионам составил 855,3 млн рублей, а в федеральном бюджете на эти цели ежегодно закладывается около 4,6 млрд рублей, что обеспечивает инвестиции на 20 млрд рублей. Для сравнения, первый вице-премьер Андрей Белоусов в марте 2023 года отмечал, что объем ИНК в регионах составил 27 млрд рублей при общероссийских инвестициях около 30 трлн рублей, что свидетельствует о недостаточном использовании механизма. Белоусов ставил задачу добиться мультипликативного эффекта, когда один рубль господдержки привлекает до 20 рублей инвестиций, и видел решение в переходе на кредитную схему финансирования.
4. Долговая нагрузка регионов: реальные риски
Опасения Минфина относительно роста долга регионов не беспочвенны. За последний год совокупный долг субъектов Федерации вырос почти на 13%, достигнув 3 трлн рублей. В некоторых регионах, таких как Удмуртия, Мордовия и Калмыкия, долговая нагрузка приближается к 100% от их собственных доходов или даже превышает их.
Однако эксперты отмечают, что ситуация не столь критична, как может показаться. Рост долга в основном происходит за счет бюджетных и инфраструктурных кредитов, которые предоставляются на льготных условиях (под 0,01% и 3% годовых соответственно) и на длительные сроки (до 14 лет). Это минимизирует риски рефинансирования и процентных расходов. Бюджетный кодекс также допускает превышение долгом собственных доходов региона именно на сумму инфраструктурных кредитов. Кроме того, практика последних лет показывает, что Минфин регулярно проводит реструктуризацию региональных долгов, что снижает финансовое давление на субъекты.
Прогнозируется, что долговая нагрузка регионов к концу 2023 года может вырасти до 23% от их доходов. Тем не менее, доступность дешевых бюджетных кредитов пока позволяет регионам управлять своей задолженностью без серьезных потрясений.
5. ИНК в системе государственной поддержки инвестиций
Инвестиционный налоговый кредит — не единственный, но один из ключевых инструментов в арсенале государственной поддержки бизнеса. Он работает в связке с соглашениями о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), особыми административными районами (ОАР), Фондом развития промышленности и Фабрикой проектного финансирования ВЭБ.РФ.
Для достижения амбициозных целей технологического суверенитета, которые, по оценке Максима Решетникова, требуют около 2,5 трлн рублей ежегодных инвестиций, необходимо задействовать все эти механизмы с максимальной отдачей. Модернизированный ИНК, по мнению министра, обладает самым высоким мультипликативным эффектом, так как стимулирует создание не просто новых рабочих мест, а конечной продукции, которая, в свою очередь, может стать инвестиционным товаром для других отраслей.
Эксперты подчеркивают, что главная задача — повысить эффективность ИНК, обеспечив максимальный приток частных инвестиций на каждый бюджетный рубль. Переход на проектное финансирование и кредитную схему компенсации регионам видится практичным шагом в этом направлении, позволяющим точечно поддерживать значимые проекты и transparently контролировать их результативность с точки зрения решения не только экономических, но и общественно значимых задач.
Обратите внимание: Парадоксы российской экономики: Чем выше зарплаты россиян, тем они беднее....
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: «Деловая Россия» и Минэкономразвития предлагают финансировать инвестиционный налоговый вычет для бизнеса полностью из федерального бюджета.