Деловая Россия и Минэкономразвития предлагают финансировать инвестиционный налоговый кредит для компаний полностью из федерального бюджета. Это еще один шаг к технологическому суверенитету
«Деловая Россия» предлагает сделать механизм инвестиционного налогового кредита (ИНВ) для компаний более масштабным и реально работающим механизмом. ИНВ как налоговая льгота действует в большинстве регионов России и позволяет компаниям, строящим новые производства или реконструирующим старые, не платить налог на прибыль. Регионы таким образом стимулируют инвестиции, но при этом должны затыкать бреши от недополученного налога.
Суть бизнес-предложений заключается в переходе на проектный подход к применению ИНВ. То есть распределить его не на компании из определенных отраслей (поскольку многие проекты ИНВ остаются «за бортом»), а именно на определенные инвестиционные проекты, в том числе на основе недавно принятой таксономии проектов технологического суверенитета.
«Деловая Россия» также предлагает учитывать уже действующие средние и крупные несырьевые компании, а не только новые проекты. И, наконец, последнее предложение: федеральный бюджет будет полностью финансировать ИПВ регионов, а не только две трети дефицита расходов, и не за счет субсидий, а за счет бюджетных кредитов. «Необходимо обеспечить субъектам Федерации (которые в лучшем случае получают компенсацию двух третей дефицита расходов, а в ряде случаев ничего не получают из федерального бюджета в этой части) полномасштабную кредитную поддержку для полного возмещения кассового разрыва за весь период не произошло, подчеркивает Кирилл Никитин, руководитель экспертного центра налоговой и бюджетной политики «Деловая Россия».
Профсоюзная инициатива стала предметом настоящего спора, разгоревшегося во время встречи президента Владимира Путина и «Деловой России» в конце мая. Против выступил Минфин: его глава Антон Силуанов считает, что регионы и так слишком сильно задолжали. А вот министр экономического развития РФ Максим Решетников поддержал идею «Деловой России». «Мы изменили механизм инвестиционного налогового кредита и использовали влияние. на один бюджетный рубль четыре рубля инвестиций. Но даже при таком воздействии очевидно, что мы поддержим 20 миллиардов [инвестиций] на пять миллиардов [ИНВ], при этом нам необходимо поддерживать не менее 400-500 млрд рублей в год дополнительными инвестициями. Это означает, что цифры, о которых может идти речь, должны измеряться порядка 100 млрд рублей в год дополнительными бюджетными кредитами, заявил министр на совещании между Деловая Россия и глава государства.
Как рассказали «Эксперту» в Минэкономразвития, ведомство уже разработало законопроект, предусматривающий проектный подход к выделению ИНВ для проектов технологического суверенитета, а также для инвестиционных проектов, критерии для которых будут определены властями. «Обязательным условием должно быть заключение инвестиционного соглашения с регионом. Предлагается включать в ИНВ не более 25 процентов капитальных затрат инвестора на реализацию проекта. Компенсировать выпадающие доходы регионов от проекта ИНВ предлагается с помощью долгосрочных бюджетных кредитов, говорится в сообщении Минэкономразвития.
После того как регионы начали компенсировать две трети доходов, выпадающих из-за предоставления ИНВ, дела пошли на поправку: в 2021 году 19 регионов получили субсидию на ИНВ в размере 855,3 млн руб
1. Рычаг все еще недостаточен
ИНВ позволяет уменьшить налог на прибыль и авансовые платежи по этому налогу за счет затрат на приобретение или строительство основных средств, а также затрат на реконструкцию, модернизацию, достройку и дооборудование. Это важное отличие от многих других льгот, где можно уменьшить только налогооблагаемую базу.
По ИНВ нельзя вернуть более 200 млн рублей, при этом компания не должна быть связана с азартными играми, майнингом, финансовой или страховой деятельностью. Погашение производится из областного бюджета и там, где ИНВ закреплено в местном законодательстве. Сейчас ИНВ готовы выдать 66 регионов.
Механизм ИНВ появился в 2018 г. В 2019 г., по данным аналитиков Научно-исследовательского финансового института (НИФИ), всего 37 компаний воспользовались ИНВ, сократив сумму налога на 6,2 млрд руб. Однако во многом эта сумма была накоплена благодаря налоговому кредиту в размере 6 млрд рублей для «НоваТЭК». В 2020 году их было уже около 77 компаний — они получили отчислений на 263 млн рублей. Все начало меняться, когда в 2021 году первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов инициировал положение о том, что две трети доходов, выпадающих из-за предоставления ИНВ, будут компенсированы регионам. Дела пошли лучше: в 2021 году 19 регионов получили субсидию на 855,3 млн рублей.
Сегодня в федеральном бюджете ежегодно выделяется 4,6 млрд рублей на компенсацию отсутствия доходов на ИНВ, сообщили в Минэкономразвития. Это обеспечит инвестиции в размере 20 миллиардов рублей. Но этого явно недостаточно.
«В прошлом году объем ИНВ в регионах составил 27 млрд рублей при общем объеме вложений в страну около 30 трлн рублей.
Обратите внимание: Парадоксы российской экономики: Чем выше зарплаты россиян, тем они беднее....
Это говорит об отсутствии существенного спроса на механизм, — заявлял Белоусов в марте 2023 года. Первый вице-премьер, необходимо, чтобы на один рубль финансовой поддержки приходилось до 20 рублей инвестиций, для этого, по словам Белоусова, необходимо переходить на кредитную схему.— Чтобы компенсировать выпадающие доходы, регионы смогут взять беспроцентный кредит - он субсидируется ассоциацией.И регион сможет погасить кредит за счет прибыли и налогов, которые поступят после запуска инвестпроекта, первый зам. Об этом тогда заявил премьер-министр Таким образом, предложения «Деловой России» и Минэкономразвития следуют задаче, поставленной Белоусовым.2. Закредитованность регионов: пока не страшно
Проблема действительно в бюджетах регионов - им неоткуда взять деньги на ИНВ, так как они оказались в суровых реалиях бюджетной политики. Согласно исследованию NIFI, основной причиной медленного внедрения INV было то, что регионы должны не только учитывать развитие своей экономики, но и выполнять требования Минфина по уровню долга и дефициту бюджета.
«Возможности получения инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль могут быть существенно снижены органами власти субъектов РФ. Как заявили на совещании в Минфине, такая схема выбирается редко, регионы не уверены что Минфин будет предоставлять компенсационные дотации, поэтому возможности предоставления отчислений ограничены, поясняет Антон Свириденко, генеральный директор Института экономики роста имени Столыпина.
Новые подходы, предложенные Минэкономразвития Андреем Белоусовым и «Деловой Россией» и «Деловой Россией», могут увеличить количество регионов, в которых он будет применяться, считает директор группы суверенной оценки «Эксперт РА» Татьяна Тирских. Правда, замена дотаций бюджетными кредитами приведет к увеличению долга регионов и, как следствие, долговой нагрузки, которая в ряде регионов находится на критическом уровне, добавляет она.
Именно поэтому Антон Силуанов выступает против идеи кредитования регионов для финансирования ИНВ. Глава Минфина отметил, что субъекты в последнее время очень «очень» начали брать кредиты. «Раньше это были коммерческие кредиты, мы заменили их бюджетными кредитами, а сейчас мы даем больше бюджетных кредитов, особенно инфраструктурных кредитов, и сейчас кассовый разрыв. У нас региональный долг уже начал расти, — сказал Силуанов. — Боюсь, что мы, дающие инфраструктурные кредиты в триллионы долларов, скоро дойдем до того, что у регионов будет пограничный лимит долга, и они не смогут занимать для своих расходов регулярного бюджета».
Фактически за последний год долг области вырос почти на 13% (на 315 млрд рублей), а за четыре месяца текущего года он вырос еще на 8% (на 215 млрд рублей) и составил 3 трлн рублей. У абсолютного большинства субъектов Федерации долги, за редким исключением, росли, отмечает Елена Анисимова, старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА. Рост долга регионов происходит только за счет бюджетных кредитов. На начало 2023 года долговая нагрузка по регионам в целом составила 20,9% от доходов (налоговых и необлагаемых), но есть регионы, у которых долг превышал собственные доходы или почти сравнялся с ними. «В Удмуртской Республике на конец 2022 года долговая нагрузка составила 104,0 процента, а в республиках Мордовия и Калмыкия — 98,2 процента», — приводит данные Татьяна Тирских.
Однако бюджетные кредиты в целом достаточно дешевы, и их увеличение пока не вызвало проблем у регионов. Помните, что обычные бюджетные кредиты имеют процентную ставку 0,01%. «Рост долга регионов произошел за счет выдачи кредитов на обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Эти кредиты были выданы на несколько более жестких условиях с процентной ставкой 3 процента вместо 0,01 процента, но на срок 14 лет, что не создает риска рефинансирования. Согласно Бюджетному кодексу долги субъектов могут превышать их собственные доходы на сумму этих кредитов (на инфраструктуру)», — поясняет Анисимова.
В 2023 году снижения регионального долга ожидать не стоит, считает Тирских — регионы продолжают привлекать бюджетные кредиты на инфраструктуру, и, скорее всего, выйдут на рынок облигаций и привлекут банковские кредиты для покрытия дефицита бюджета.
К концу текущего года агентство «Эксперт РА» прогнозирует рост долговой нагрузки до 23% (в феврале текущего года она составляла 20,9%, на начало 2022 года – 20,8%).
В целом практика последних лет показывает, что Минфин часто реструктурирует бюджетную задолженность, поэтому высказывать озабоченность по поводу роста этого источника финансирования дефицита может быть преждевременно, добавляет Елена Анисимова. «Кроме того, недавно Минфин анонсировал новые кредиты для опережающего финансирования строительства. Благодаря реструктуризации долга многие регионы значительно снизили риск рефинансирования и процентных расходов, но необходимость финансирования дефицита бюджета, вероятно, приведет к некоторому увеличению коммерческого долга. Однако достаточно сложно прогнозировать этот рост», — резюмирует старший директор АКРА.
Бюджетные и инфраструктурные кредиты в целом достаточно дешевы, и увеличение пока не вызвало проблем у регионов
3. Еще один шаг к инвестициям
Очевидно, что ИНВ следует рассматривать как часть государственной системы поддержки инвестиций, в которую также входят такие инструменты, как соглашения о защите и поощрении инвестиций, специальные регионы управления, Фонд развития предпринимательства, Фабрика проектного финансирования ВЭБ и т д. И, конечно, если мы движемся на пути к технологическому суверенитету все эти инструменты должны работать с максимальной эффективностью и эффективностью.
Для достижения технологической независимости России необходимо 2,5 трлн рублей инвестиций в год, отметил Максим Решетников. Он подчеркнул, что модернизированный механизм инвестиционного налогового кредита на сегодняшний день является наиболее эффективным механизмом поддержки инвестиций. «Здесь у нас есть технологии и промышленность, здесь мультипликаторы намного выше, потому что это не просто новые рабочие места, это конечные продукты. Большая часть этих продуктов, в свою очередь, является инвестиционными продуктами, которые затем создают дополнительные рабочие места по цепочке и которые сейчас плохо поставляются нам», — пояснил Решетников.
«Главная задача развития механизма ИНВ — повысить его эффективность: чтобы каждый рубль финансовой поддержки давал несколько крупных инвестиций», — говорит резидент экспертного клуба Центра стратегических разработок Михаил Федоров. «Практичным форматом в данном случае является схема долгосрочных кредитов регионам, когда они могут вернуть средства от налогов, полученные от прибыли уже реализованного, действующего бизнеса. Направленность инвестиций на конкретные проекты позволяет адекватно и прозрачно определять эффективность этих вложений - не столько финансовую, сколько эффективность решения общественных проблем и понятного контроля над ними».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: «Деловая Россия» и Минэкономразвития предлагают финансировать инвестиционный налоговый вычет для бизнеса полностью из федерального бюджета.