Авария на НПЗ и давление на топливный рынок: эксперт о ценах на бензин и действиях регуляторов

На фоне роста биржевых цен на топливо власти призвали нефтяные компании воздержаться от повышения стоимости бензина на заправках. На встрече с вице-премьером Александром Новаком чиновники ограничились рекомендательными мерами, не предложив более действенных инструментов сдерживания цен. Одним из факторов, вызывающих опасения, стала авария на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) компании «Лукойл».

1. Мнение эксперта: причины и контекст

Инвестиционный консультант и основатель Инвестиционного университета Юлия Кузнецова в интервью «Свободной прессе» прокомментировала ситуацию. Она отметила, что, согласно публикациям, причиной остановки завода стало неисправное импортное компрессорное оборудование, оперативная замена которого оказалась невозможна. Минэнерго сообщает, что «Лукойл» оперативно отреагировал и уже подготовил план по устранению неполадок в кратчайшие сроки.

Однако это происшествие происходит на фоне уже имеющегося внимания регуляторов к ценовой политике компании. Ещё в декабре Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подала иск против двух дочерних предприятий «Лукойла» — в Нижегородской области и Пермском крае — из-за резкого скачка цен на бензин марок АИ-92 и АИ-95.

2. Динамика цен и действия компаний

«СП»: В Минэнерго заявляют об отсутствии дефицита топлива, но цены на заправках всё равно растут. В чём причина?

— По данным Росстата, инфляция за прошлый год составила 7,4%. При этом розничные цены на АИ-92 и АИ-95 выросли на 6,2% и 6,9% соответственно. То есть, рост цен на топливо даже немного отстал от общего уровня инфляции. Важно отметить, что в начале января существенного роста не было. Нынешнее повышение, скорее всего, связано с желанием сетей АЗС увеличить собственную маржу, воспользовавшись ситуацией.

«СП»»: Прислушаются ли компании к рекомендациям властей не повышать цены или попытаются компенсировать возможные убытки?

— ФАС активно мониторит ситуацию с ценами и делает соответствующие предписания. Думаю, к её позиции компании будут вынуждены прислушаться. Сейчас ключевая задача для государства, в том числе для Центробанка, — общее сдерживание инфляции, что подразумевает контроль над ценами на базовые товары и услуги, включая топливо.

3. Влияние аварии на объёмы переработки

Чтобы понять перспективы цен, нужно комплексно оценивать все факторы. Объём переработки нефти в России действительно снизился, отчасти из-за аварии на установке каталитического крекинга на НПЗ «Норси», также принадлежащем «Лукойлу». По данным отраслевых источников, с 11 по 17 января среднесуточная переработка в стране составила около 5,5 млн баррелей. Это хоть и больше, чем в первые 10 дней месяца, но примерно на 38 тысяч баррелей в сутки меньше, чем в большей части декабря.

Обычно зимой переработка растёт из-за сезонного спроса на дизель и мазут. Однако авария на «Норси» привела к снижению производства бензина и потянула общий показатель вниз. С 11 по 17 января переработка на этом заводе упала на 51 тысячу баррелей в сутки по сравнению с декабрём. Снижение объёмов также зафиксировано на заводах «Башнефти» и «Славнефти». В итоге средний показатель за первые 17 января составил лишь 5,51 млн баррелей в сутки. Безусловно, такие инциденты создают давление на рынок и могут стать одним из факторов роста цен.

4. Прогноз на среднесрочную перспективу

«СП»: Каковы ваши прогнозы по ценам на топливо в ближайшее время?

— Я считаю, что цены останутся под контролем. Во-первых, у правительства есть прямая заинтересованность в сдерживании их роста. Во-вторых, приближающиеся президентские выборы также создают дополнительный политический контекст, который будет способствовать стабильности. Ожидать резкого скачка цен, по моему мнению, не стоит.

Актуальные новости о рынке нефти, газа и стоимости топлива — в специальном разделе «Свободной прессы».

Обратите внимание: Кстати о митингах на фондовом рынке Стив Селенгут,.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Эксперт оценила, как авария на Нижегородском НПЗ отразится на топливном рынке.