Жильцам придётся платить за каждый подъём или топать на верхние этажи пешком

После выхода из строя инженерных сетей россияне столкнулись с еще одной проблемой: необходимостью срочно заменить лифты, которые находились в эксплуатации более 25 лет. Это разумные требования технических регламентов Таможенного союза (ТС). Оказаться застрявшим между этажами из-за устаревшего лифтового оборудования не так уж и плохо, но когда это приводит к травме или смерти жильца.. вы больше не можете откладывать это.

Но в некоторых случаях это явно будет необходимо. Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алексей Ересько сообщил, что 784 тысячи лифтов из 545 тысяч необходимо будет заменить в следующем году до февраля 2025 года. Об этом он сказал на заседании общественного совета министерства. Поэтому речь идет об установке 14,4% новых лифтов (а не о 78,4%, как ошибочно писали некоторые СМИ, нагнетающие апокалиптические настроения).

Больше всего проблемных лифтов находится в жилых домах. "Из них 40% находится в управлении местных операторов капитального ремонта, а 38,4% находится на спецсчетах", - пояснил замминистра. Лифты есть и в общественных местах, таких как больницы, поликлиники и другие социальные учреждения, но проблема решается другими способами.

В 2020 году заменено 16,1 тыс лифтов, в 2021 году — 15, в 2022 году — 14, в 2023 году — 16,3 тыс. Ожидается, что в 2024 году это число останется на том же уровне. Так, в среднем в России ежегодно заменяют 15-16 000 лифтов, но отжили свой срок «всего» 10 000 лифтов. Налицо высокая динамика обновления (в отличие от сетей ЖКХ, где ситуация противоположная: 3% износа и 2% замены).

Несмотря на позитивные сдвиги, темпов недостаточно, чтобы «освежить» всю лифтовую отрасль, нуждающуюся в обновлении. Поэтому Минстрой предложил существенно сдвинуть сроки вправо. Однако власти сами придумали изменить критерии приемки, поскольку технические стандарты являются важнейшими документами и созданы именно для того, чтобы их неукоснительно соблюдать во избежание техногенных катастроф.

В идеале, по словам Эреско, крайний срок должен быть перенесен с 2025 на 2030 год. Он говорит, что у него есть резервы как минимум до 2027 года. С этой целью Минстрой подготовил изменения в технические регламенты Таможенного союза. Судя по всему, если эта поправка будет принята, максимальный срок службы лифтов будет считаться 30 лет вместо 25 лет. Это изменение, безусловно, будет поддержано другими государствами-членами ТС. Трудно представить, что в старых лифтах условия лучше, чем в России.

Причин тяжёлой ситуации с проблемой массовой замены лифтов, которая «вдруг» прокатилась по стране, несколько. Первое из которых, конечно, это, наверное, наши русские, стремление всегда все откладывать на второй план. Эта ситуация как две капли воды похожа на историю с неоднократно прорывавшимися трубами отопления из-за того же «внезапного» наступления морозов. Они годами откладывали решение и первой, и второй проблемы, и вот результат.

Однако есть и объективные причины, близкие к форс-мажорным обстоятельствам. С 2021 года стоимость замены лифтов (демонтаж, оборудование, монтаж) увеличилась примерно с 1,9-2,2 млн рублей до 3,2-5 млн рублей. Причина очевидна: цены на металлы и комплектующие растут. До пандемии и СВО лифтовым заводам было выгоднее многие вещи закупать за рубежом. Теперь их приходится импортировать через третьи страны, что усложняет поставки и увеличивает затраты.

Алексей Захаров, заместитель председателя Национального союза лифтеров, в прошлом году жаловался, что в России не хватает лебедок отечественного производства, преобразователей частоты для управления лифтами и электронных компонентов для производства и ремонта лифтов.

Снижение конкуренции не принесло пользы конечному потребителю. Таким образом, значительная доля рынка (16%) принадлежала американской компании Otis. По данным СМИ, ее бизнес приобрела организация предпринимателей, связанных со Стродтом. Лотерея?... Помимо Otis, с российского рынка ушли еще три иностранных гиганта-производителя лифтов: финская Kohn, швейцарская Schindler и немецкая Thyssenkrupp.

Но нашим заводам выгоден их побег - освобождаются бреши. На рынке остались российские "Щервинский лифтовый завод", "Сиблифт", "Карачаловский машиностроительный завод", "Евролифт Маш", "МЭЛ", "Серпуховский лифтовый завод" и белорусский "Могилевский лифтовый маш". Теперь на замену Отису появился новый сильный соперник – METEOR Lift. Что ж, отсутствие способностей – это преимущество.

Обратите внимание: Сократить сроки получения налогового вычета при покупке квартиры собираются с 2021 года.

Они догонят…

Время также является важным фактором при замене лифтов с точки зрения экономии. Нынешние показатели собираемости делают нереальным своевременно собрать необходимую сумму. В настоящее время средняя стоимость капитального ремонта в регионе составляет 8-9 рублей за квадратный метр м, 24 рубля по Москве. Многие жильцы считают, что не доживут до завершения ремонта и не готовы платить такие суммы. Это означает, что взносы необходимо будет значительно увеличить. Но кому нужен социальный взрыв?

И даже если это бремя будет переложено на население, простое увеличение взносов на капитальный ремонт не означает автоматически, что лифты будут заменены. Поскольку в рамках капремонта проводятся и другие работы, приоритеты вообще не определены, и увеличенные средства могут просто смыться среди других статей расходов. Кроме того, необходимо увеличить субсидии на жилищно-коммунальные услуги со стороны местных органов власти. Куда ни брось, везде клин.

Недалека от такого тупика и удивительная практика, давно сложившаяся в Грузии. После ухода слишком гуманного советского правительства местные бизнесмены быстро адаптировали унаследованную им лифтовую отрасль и выжимали из своих соотечественников кровно заработанные лари. Лифт был заперт. Если вы хотите проснуться с комфортом, заплатите больше. Будет ли такая же игра представлена ​​в России?

Очевидно, что необходимы некоторые рациональные шаги, чтобы изменить сами принципы решения проблем. Известно предложение представителей левых масс разделить план капитального восстановления на две части. Первая часть касается безопасности населения (фундаменты, перекрытия, лифты) и будет финансироваться государством. Вторая часть – крыша, стояки, роспись стен - за счет граждан. Есть о чем подумать.

Есть только проблема с государственным финансированием. С 2021 по 2023 год по всей России в рамках федеральной программы заменили 2500 лифтов на сумму 1,1 млрд рублей. В Минстрое заявили, что программа не была продлена «по понятным причинам». Видимо, причастие означает – денег нет. Этот кредит также требует от арендатора оплаты капитального ремонта и погашения процентов банку, что явно необычно. Есть ли выход?

Учитывая тот факт, что производителям лифтов и подрядчикам чаще всего приходится предлагать отсрочку своим клиентам, факторинг помогает решить финансовые и операционные проблемы. В этом случае помимо заказчика и подрядчика во взаиморасчетах на основании договора фигурируют третьи лица. Факторинговая компания досрочно платит подрядчику и взамен получает право требования по финансовым обязательствам клиента.

«Факторинг — это прекрасная возможность получить деньги за товар сейчас, особенно когда этих денег недостаточно», — заявила в интервью «СП» финансист Жанна Уляшева. — Конечно, в таком случае продажа товара получится с некоторой скидкой, но такое финансовое решение должно быть обосновано расчетами. В некоторых случаях может быть выгоднее сразу предложить покупателям скидки, чтобы побудить их немедленно погасить свои долги».

Эту систему уже начали использовать в некоторых регионах. По данным Минстроя, некоторые лифты могут быть заменены платно в течение трех-пяти лет во Владимире, Липецке, Ульяновске, Свердловской области, Алтайском крае, Удмуртии и Ханты-Мансийском автономном округе. Почему бы не увеличить масштаб? они стараются. Разъяснения Центра необходимы для использования финансовых продуктов, необычных в зависимости от региона. Мы говорим о качестве управления.

Да, было плохо, но становится лучше. Другой вариант — подняться на верхний этаж. Или, как в Грузии, вы платите комиссию каждый раз, когда пользуетесь лифтом.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Жильцам придётся платить за каждый подъём или топать на верхние этажи пешком.