В Белоруссии понимают, что эта техника «двойного назначения» — она нужна для обороны

Похоже, что российский мотоцикл Урал окончательно потерян для истории - сборочное производство в Ирбите (Свердловская область) остановлено. Это кажется временным явлением, но, учитывая, что компания принадлежит американской компании, возможно, стоит поговорить о возможном упадке бренда. Из-за санкций люди перестали покупать «новые редкие товары» из России, а в 2023 году продажи сократились вдвое до совершенно запредельной цифры.

Как объявлено, Арбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) будет остановлен на шесть месяцев для модернизации завода. Не очень понятно, о каком цехе идет речь, но от некогда огромного завода, где из импортных запчастей делают «российские» мотоциклы, осталось всего несколько помещений.

Гайки и шайбы не собственного производства, а импортные. Не говоря уже о двигателе и коробке. Поставки в основном идут из Китая, но до 2022 года будут также запчасти из других стран. До СВО «выпускалось» около 1150-1200 мотоциклов в год, все с колясками, но «одиночные мотоциклы» долгое время не выпускались. Товар предназначался исключительно для экспорта, так как в России ужасный аппарат за 1,5 миллиона рублей купить было практически некому. И это странно для иностранцев.

Итоги 2023 года плачевны, велосипедов всего 400. Попытки обойти санкции через организацию сборочного производства в Петропавловске (северный Казахстан), естественно, не увенчались успехом. Кроме того, неясно, был ли это обходной путь или что-то еще. ООО «ПК «Ирбитский мотоциклетный завод» на 96,37% принадлежит ООО «ИМЗ Уральская группа», которое полностью принадлежит компании «Урал Групп, Инк». (Соединенные Штаты Америки)…

«В этом году мы планируем построить около 700 велосипедов. Вообще говоря, мы можем собрать 2000 или 3000 — без вопросов. Мы соберем ваш заказ. Другое дело, что заказа нет», — заявил недавно генеральный секретарь ИМЗ Владимир Хурмачев.

Хоть это и весьма сомнительно, но создается впечатление, что завод окончательно уходит в свое славное прошлое. Как и все другие мотопроизводства, находившиеся на территории РФ.

Судьба ИМЗ печальна и весьма типична. После распада Советского Союза бизнес взял на себя известный олигарх Каха Бендукидзе и немедленно закрыл завод. Тем не менее, это требует лишь небольших инвестиций, и теперь вы не можете купить подержанный импортный велосипед.

В середине 90-х немцы предложили продать оборудование и лицензии на производство мотоциклов BMW серии R-100. Знаменитый «последний железный BMW» тогда был снят с производства и вместо него с конвейера сошел «электронный» R-1100. В то же время восторженные немцы были готовы продать всю свою устаревшую продукцию, что было, наоборот, авансом для нашей страны.

Но у российского капитала особый взгляд на деньги. В конце концов у немцев ничего не купили, и завод, из которого хитрый Бендукидзе выкачал все средства, сразу же начал разваливаться. А продукция компании, берущая свое начало с 1940-х годов, особым спросом не пользовалась.

Проект «Новый русский мотоцикл», анонсированный прокремлевским байкером Александром «Хирургом» Залдостановом в 2000-е годы, оказался полнейшим фейком. Никто никогда не видел отечественный оппозитный двигатель объемом 1,2 литра, а тут случилась какая-то фигня.

Тот самый «новый русский мотоцикл» под названием «Волк» наконец-то был представлен в 2015 году, но он оказался тюнингованной версией итальянского Moto Guzzi California. Да и сам руководитель проекта странно повел себя на мероприятии.

После этого хирурга в Кремль уже не пускали, а власти вообще делали вид, что этого человека не существует. ИМЗ, который был передан топ-менеджерам завода, оказался в тяжелом положении после того, как г-н Кака вытянул из него последнюю копейку. Однако это продолжалось недолго, и неизбежный результат усугублялся тем, что американцы владели российскими мотоциклами. Это очень естественно.

Что еще осталось от «мотоцикла»?

Завод имени В.А. Дегтярева (Ковров Владимирской области) жив - это оборонное предприятие, там все идет хорошо. Они по-прежнему производят пулеметы, а военные их закупают.

Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.

Завод принадлежит миллиардеру Игорю Кесаеву (стоящему за сетью магазинов «Диски» и другими). Торговать оружием выгодно, а покупать и продавать мотоциклы — нет. Поэтому его производство было ликвидировано.

Именно в этой компании был создан первый советский вездеход ЗДК-175 4ШП, но разрабатывались и другие перспективные модели. В начале 2000-х с конвейера еще сходили преемники «Восхода» — легкие мотоциклы Сова-175 и Сова-200. Они уже имели современный вид, лучшие тормоза и более мощный двигатель – их купили. Олигархия закрыла все производство мотоциклов.

ижевский автозавод вошел в начало 90-х, пожалуй, наиболее подготовленным, серийно выпускающим модельный ряд «Орион» с 550-кубовым 4-тактным двигателем и современным дизайном. По сути, он ни в чем не уступал своим зарубежным одноклассникам, поэтому, возможно, именно поэтому этот проект был свернут. Внезапно, как говорится, на заводе возникли финансовые проблемы. Потом специально закупленное импортное оборудование куда-то исчезло и началось очередное «чудо».

В середине 2000-х, сразу после декларации «подняться с колен», мотоциклетные заводы исчезли. Часть оборудования удалось сохранить, а часть энтузиастам удалось выкупить обратно. И они не попали в черный металл, который уже вывезли. Именно поэтому вы все еще можете купить «оригинальные» запчасти и даже новые комплектные двигатели.

«У нас новые моторы от «Юпитера» и «Планеты». Картер еще советский и у нас осталось немного запчастей. Цилиндровая и поршневая группы еще в производстве, как и шестерни в коробке передач. Оборудование останется постоянно. Неясно, как долго он прослужит долго, потому что его нельзя использовать, но сейчас они этим занимаются», — говорит Виталий, продавец запчастей для мотоциклов.

В Орионе ничего не осталось, все полностью разрушено. Та же продукция гидропневматических передних вилок с дисковыми тормозами успела попасть на конвейер, но была полностью «зачищена». Эти компоненты пользовались большим спросом и, очевидно, не зря. Их использовали для модернизации мотоциклов, выпущенных в предыдущие годы.

Но есть еще проект Иж-8.201 «Вега» с роторным двигателем и усовершенствованной конструкцией, который и сегодня выглядит более чем современно. При этом он полностью отечественного производства, без использования импортных запчастей!

кстати. Белорусы сохранили Минский автозавод и, кроме того, освоили там новые модели, по сравнению с предыдущими. Конечно, большая часть двигателей импортная, но производить их у себя в стране невозможно. Эта страна не самая богатая страна. Но мы также создаем свои собственные двигатели.

Россия также может производить двигатели. Кроме того, нам сейчас очень нужны собственные небольшие мотоциклетные и мопедные двигатели для наших БПЛА.

Но у нас их нет, поэтому приходится покупать их за границей. Совсем недавно компактные двухтактные двигатели серии «Д» выпускались на заводе «Красный Октябрь» в Санкт-Петербурге. Возобновить производство по ним, как и по другим мотоциклам по всей стране, почему-то не планируется.

В СССР знали и понимали, что автомобили предназначены не только для отдыха, но и для обороны. Сейчас ситуация еще сложнее. Ведь производство российских дронов всегда стояло на месте, и все зависит от наличия двигателей. Своего у нас нет и не всегда есть в наличии.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: В Белоруссии понимают, что эта техника «двойного назначения» — она нужна для обороны.