Кризис подшипниковой отрасли в России: утраченная независимость и сырьевая зависимость

Подшипники, будучи продукцией двойного назначения, попали под жесткие санкционные ограничения Запада, что практически полностью перекрыло их легальный импорт в Россию. Несмотря на то, что часть продукции продолжает поступать из Китая, это не решает проблему. Китайские производители сами зависят от технологий и комплектующих ведущих мировых брендов, а их собственных мощностей пока недостаточно для покрытия всех потребностей. Более того, угроза вторичных санкций со стороны США и ЕС заставляет китайский бизнес с осторожностью относиться к прямым поставкам в РФ, избегая даже торговли не санкционными товарами, чтобы не рисковать отношениями с ключевыми партнерами.

1. Почему остановится вся промышленность?

Полное прекращение поставок подшипников парализовало бы российскую промышленность, поскольку собственное производство этой критически важной продукции практически уничтожено. Отечественные заводы, некогда выпускавшие подшипники, были ликвидированы в первые годы после распада СССР. Сегодня под маркой «российских» на рынке часто представлены низкокачественные китайские аналоги, которые не подходят для ответственных применений в промышленности или автомобилестроении. Как признаются сами представители бизнеса, заготовки для колец и тел качения закупаются в Юго-Восточной Азии, так как даже с учетом логистики это дешевле, чем производить в России.

2. Утраченное наследие и текущая статистика

Контраст с советским периодом разителен. СССР обладал мощной, полнокровной подшипниковой отраслью, выпускавшей продукцию высочайшего качества в огромных объемах на собственном, постоянно модернизируемом оборудовании. Сегодня статистика фиксирует катастрофический спад: если в 2000 году в России было произведено более 250 миллионов подшипников, то к 2023 году, по данным Минпромторга, выпуск составил лишь 37 миллионов штук. Даже скромный рост на 20.8% по сравнению с 2022 годом не меняет общей картины глубокого упадка.

3. Системные проблемы: от сырья до инвестиций

Восстановление отрасли упирается в целый комплекс системных проблем. Во-первых, уничтожено производство специальных сталей, необходимых для изготовления подшипников. Российский металлургический экспорт ориентирован на вывоз сырья, а не на выпуск высокотехнологичной продукции внутри страны. Во-вторых, отсутствуют масштабные инвестиции в создание современных производственных мощностей. Даже в относительно спокойные доконфликтные годы никто не занимался импортом соответствующего оборудования.

Ситуация усугубляется общей стратегией крупного бизнеса, ориентированного на экспорт сырья. Яркий пример — перенос части производственных процессов «Норильского никеля» в Китай, что ведет к потере рабочих мест и технологий в России и укрепляет ее роль сырьевого придатка.

4. Без политической воли будущего нет

Эксперты сходятся во мнении, что проблема подшипников — это вопрос национальной безопасности. Однако у государства, судя по всему, отсутствует политическая воля и четкий план по восстановлению этой и других критических отраслей промышленности. Власти декларируют цели импортозамещения, но реальные действия крупного бизнеса и отсутствие системных мер со стороны правительства свидетельствуют об обратном. Без принципиального решения о необходимости возрождения полного производственного цикла, от металлургии до станкостроения, Россия рискует окончательно утратить промышленный суверенитет.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Подшипниковое производство в России полностью уничтожено, восстанавливать его даже не собираются.