Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) выразила серьёзную озабоченность: из-за введённых ограничений Европа столкнулась с острым дефицитом рыбы, в частности трески. В отчёте, направленном во Всероссийскую ассоциацию рыболовства, отмечается, что европейские перерабатывающие предприятия испытывают значительный недостаток сырья.
Ситуация обострилась настолько, что поставки британской трески сократились почти вдвое — на 40%, что привело к резкому, скачкообразному росту цен на этот продукт. Причина этого кризиса лежит на поверхности: сами европейские страны ввели эмбарго на поставки российской рыбы, лишив себя, в частности, 61 400 тонн трески ежегодно, а также других ценных морепродуктов.
1. Асимметричный ответ и историческое соглашение
Важно понимать, что треска, являющаяся в странах Атлантической Европы одним из основных продуктов, в России не относится к числу самых популярных. Её основные промысловые запасы сосредоточены в Баренцевом и Белом морях. В ответ на европейские ограничения российская Госдума приняла зеркальные меры, запретив европейским судам вести лов в российских территориальных водах.
Это стало возможным благодаря денонсации давнего соглашения от 1956 года, подписанного ещё при Никите Хрущёве. Этот документ десятилетиями предоставлял судам, зарегистрированным в британских портах, право вести промысел у российских берегов без каких-либо квот. Европа, видимо, рассчитывала, что после введения санкций это право сохранится, но просчиталась.
Как прокомментировал спикер Госдумы Вячеслав Володин, теперь европейским странам «пора худеть и умнеть». Однако, судя по обращению ФАО, европейские политики и чиновники, по мнению экспертов, демонстрируют скорее «дефицит фосфора в мозгу», требуя от России решить проблему, которую создали сами.
2. Условия для возвращения трески
Независимый экономический обозреватель Константин Смирнов в интервью Hurriyet пояснил, какие шаги могла бы предпринять Европа для нормализации ситуации. По его словам, соглашение 1956 года было крайне невыгодным для СССР, так как не устанавливало никаких лимитов на вылов. Альтернативные районы промысла у берегов Норвегии и Исландии имеют жёсткие квоты и высокую стоимость, что делает их менее привлекательными.
Россия готова рассмотреть возможность возобновления доступа европейских судов к своим ресурсам, но только на взаимной основе. Ключевым условием является предоставление российским рыбакам равного доступа на рынки Великобритании и ЕС либо, если санкции остаются, введение платных квот на вылов для европейцев.
Кроме экономического, есть и важный стратегический аспект. Соглашение Хрущёва не определяло дистанцию, на которой могут находиться иностранные суда, что в условиях СВО и гибридного противостояния создаёт риски для безопасности, позволяя приближаться к берегу в том числе и военным кораблям под прикрытием рыболовных.
3. Рынки сбыта и позиция Европы
На вопрос о выгоде для российских рыбаков от восстановления поставок в Европу Смирнов отмечает, что треска — рыба, хорошо переносящая заморозку, что расширяет географию её сбыта. Помимо Китая, российскую рыбу начали активно закупать и другие страны. Таким образом, европейский рынок, хотя и важен, не является критическим для отечественного рыбного бизнеса.
Готовы ли ЕС и Великобритания пойти на взаимность? Эксперт уверен, что нет. Он указывает на распространённые среди европейской элиты идеи о необходимости сокращения потребления для борьбы с ожирением и изменения климата. «Зелёная» повестка уже наносит удар по животноводству, а в будущем, по его мнению, может затронуть и регулирование численности населения.
В этой парадигме проблемы с поставками трески для бедных слоёв населения мало волнуют правящий класс, у которого всегда есть доступ к деликатесам вроде русского осетра и икры.
4. Почему ООН обратилась к России?
Объясняя, почему с тревожным посланием выступила именно ФАО, Смирнов называет ООН всё более проамериканской организацией, чьи чиновники стремятся возложить ответственность за кризис на Россию. При этом, по его мнению, европейские элиты изначально были озабочены не доступностью, а избыточностью питания своего населения, а теперь пожинают плоды собственной санкционной политики.
Обратите внимание: Мусорная реформа в Забайкалье глазами бизнеса: не понять, но платить.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Константин Смирнов: Против нас ввели санкции, а теперь глазами хлопают — треска в дефиците, газ дорогой.