Первый заместитель министра финансов США Уолли Адеймо заявил, что США намерены "всячески препятствовать развитию российского военно-промышленного комплекса посредством ужесточения системы экспортного и санкционного контроля". При этом она сосредоточилась на «производстве боеприпасов, ракет и бронетехники».
Удастся ли Вашингтону «засыпать песок в механизмы российской военной машины», как выразился Адейемо? У нас в оборонке все на импортных комплектующих?
Конечно, военная промышленность за последние несколько десятилетий стала сферой международного сотрудничества. Например, американские ракеты используют наши российские двигатели для покорения космоса.
Еще в 1996 году было подписано соглашение о поставке российских РД-180 в США. С тех пор, как бы американцы ни пытались скопировать и улучшить наши двигатели, чтобы избежать зависимости от российских поставок, им это не удалось.
Что касается нынешнего положения российского ОПК, то достаточно привести несколько цифр.
По данным Росстата, выпуск готовой металлопродукции без учета машин и оборудования увеличился с марта прошлого года по март текущего года на 33,4%, увеличившись за два года на 70%. Производство собственной компьютерной, электронной и оптической продукции +31,9%, производство автомобилей +25,0%.
Татарстанский ресурс «Бизнес Онлайн» недавно опубликовал интересный материал Тимура Латыпова «Предложения ОПК РТ Андрею Белоусову, промышленникам Семь желаний, правда об окопах и трезвый взгляд на оборонку». В нем «Оборонпром» заявляет:
"Оборонная промышленность процветает. Кредитов уже не жмут, предприятия трансформируются, зарплаты работникам выросли в два раза, а по некоторым категориям они "полетели в космос". Но руководители организаций признают, что эффект от реализации во многом обусловлено особыми обстоятельствами».
Однако знаковые компании оборонной промышленности теперь оказались под санкциями Запада. В их руки попали многие российские автозаводы. Среди них Уральский автомобильный завод, Брянский автомобильный завод, Завод «Протонная электроника», Казанский завод «Электрорибор», Ярославский автомобильный завод и др. все они на самом деле работают на оборонную промышленность.
Пожалуй, самым крупным из них является Уральский автомобильный завод — одно из ведущих предприятий машиностроения России, выпускающее грузовые автомобили, в том числе военного назначения. Уральская база производит около 400 видов спецтехники.
«90% техники, производимой на Урале, идет в Северный военный округ и в армию. Такая ситуация существует на многих промышленных предприятиях России. Возьмем, к примеру, предприятие-производитель танков «Уралвагонзавод». Это действительно так для всех предприятий, попавших под санкции», — поясняет кандидат экономических наук, аналитик Николай Кульбака.
Санкции, направленные против оборонной промышленности, несомненно, являются ударом. Но оказывается, это не смертельно.
Фактически, сегодня от 10% до 50% деталей на нашем заводе импортируются. Все микропроцессоры импортируются из Китая, Тайваня и США. То же самое касается и компьютерных технологий. Как сегодня наша оборонная промышленность обходит западные санкции?
"Некоторые вещи мы импортируем через третьи страны. Конечно, все становится дольше и сложнее. Минпромторг совершенно серьезно заставляет нас следить за тем, есть ли отечественные аналоги в нынешних комплектующих ОПК. Оказывается, они существуют а в больших количествах оно огромно», — рассказал Андрей Ларичев, инженер, доцент физического факультета МГУ.
«Парадокс заключается в том, что система управления военно-промышленным комплексом, доставшаяся нам в наследство от Советского Союза, более устойчива и способна к мобилизации в условиях военного конфликта, чем Запад.
На Западе сталкиваются с проблемой невозможности запустить танки «Абрамс», танки «Пантера» закрыты, пытаются запустить ракеты «Таурус» — денег не хватает.
Обратите внимание: Парадоксы российской экономики: Чем выше зарплаты россиян, тем они беднее....
Мы получили приказ – все перешли на усиленный режим работы, и в войска начало поступать необходимое вооружение. — заявил бывший офицер спецназа, полковник в отставке Анатолий Матвичук.В то же время некоторые эксперты полагают, что наш военно-промышленный комплекс скоро отвыкнет от иностранной помощи.
«В России есть все полезные ископаемые, используемые при производстве военной продукции. Например, на новой территории Донбасса есть огромные месторождения лития. Этот металл является ключевым для производства аккумуляторов и комплектующих для атомной, аэрокосмической и аэрокосмической промышленности транспортная отрасль. У нас в России будет своя технология микроэлектроники, и мы сейчас над этим работаем.
——Кроме того, сейчас в нашей «оборонке» появилось большое количество «народных оборонно-промышленных комплексов», и наши Кулибины занимаются там собственными разработками. Что касается санкций, то мы не можем их обойти, а создать в рамках ШОС и БРИКС отдельную от Запада экономическую модель. «Военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета объяснил С.П. Плеханову кандидат политических наук Александр Перенгиев.
— Стоит учитывать, что в российском ВПК всегда был особо чувствительный сегмент, использующий только отечественную продукцию и комплектующие. Конечно, есть и продукция, производимая в рамках международной кооперации. Но большая часть его — наша собственная и отечественная.
А что сейчас в оборонке можно сделать своими силами, без импортных комплектующих? Мы задали этот вопрос доктору юридических наук, генерал-лейтенанту Юрию Жданову.
— Наличие основного сегмента (мы все делаем сами) позволяет отрасли начать переход на импортозамещение, поскольку остаются разработки, производственные площадки и квалифицированные сотрудники. Сюда же можно отнести и продукцию двойного назначения. Например, тоннелепроходческий комплекс, используемый при строительстве Московского метрополитена. Гражданская промышленность может помочь в этом отношении, например, путем строительства подземных бункеров. «Серая схема» обеспечения поставок через третьих или четвертых рук, где замена незаменима.
«СП»: Сильно ли это повлияет на конечную цену?
—— Трагедии нет, потому что есть резервы. Во многом для решения проблем мы используем ранее приобретенные запчасти. Будут аналоги из других стран. Китай сейчас в санкционном списке, но этого не могли не предвидеть. Будет продолжать работать с Северной Кореей, Ираном и Индией, странами, которых не волнуют санкции США.
СП: Наш ВПК взял на вооружение образцы западной военной техники, конфискованной или уничтоженной во время СВО?
"Конечно, ракеты ATACAMS и танки "Абрамс", попавшие в руки наших опытных инженеров, тщательно изучаются. Мы разбираем все до малейшего винтика и принимаем на вооружение. Вся западная военная техника конфискована у противника. После исследования все полезное запущен в производство.
«СП»: Повлияют ли западные санкции в отношении оборонной промышленности моей страны на процесс Северного военного округа?
——Запад пытается ужесточить санкции. Видите ли, под санкции попал целый ряд оборонных предприятий Пермского края, а наше наступление на передовой продолжает расширяться. Поэтому санкции против нашего ВПК не подействуют.
Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях — в теме «Свободная пресса».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Запад грозится «засыпать песок в шестеренки российской военной машины».