Теневой флот и санкции: как Россия обходит ограничения на поставки СПГ

Компания «НОВАТЭК» объявила о переносе сроков ввода в эксплуатацию третьей технологической линии проекта «Арктик СПГ-2». Запуск теперь планируется не позднее 2028 года. Причиной задержки стали западные санкции, из-за которых японские (Mitsui & Co и JOGMEC) и французский (Total Energies, владеющий 10% акций) партнеры не смогли выполнить обязательства по поставке необходимого оборудования.

1. Спутниковые снимки против официальных заявлений

Несмотря на официальные заявления о задержках, ситуация выглядит неоднозначной. Агентство Bloomberg с 4 августа публикует спутниковые фотографии, на которых у терминала Утленни в порту Ямал Сабета зафиксировано судно длиной около 280 метров — что соответствует стандартным размерам газовоза. Это наводит на мысль о возможных поставках, хотя официально о начале работы завода не сообщалось.

Проект «Арктик СПГ-2» имеет огромное значение для России. Его проектная мощность составляет 19,8 млн тонн сжиженного природного газа и 1,6 млн тонн конденсата в год, что сделает его третьим по мощности заводом в мире. Для сравнения, российский «Ямал СПГ» с годовым объемом 17,4 млн тонн занимает четвертое место в мировом рейтинге.

Полный запуск «Арктик СПГ-2» способен практически удвоить текущие объемы производства СПГ в России. Хотя данные за 2023 год еще не опубликованы, в 2022 году продажи составили 32 млн тонн.

2. Геополитическое противостояние вокруг проекта

Еще на этапе планирования проект вызвал серьезное беспокойство у США, привыкших к доминированию на рынке экспорта СПГ. После начала специальной военной операции на Украине критика и давление на «Арктик СПГ-2» со стороны Запада только усилились. В конце 2023 года помощник госсекретаря США Джеффри Росс Пайетт даже допустил возможность диверсии против объекта по аналогии с «Северным потоком».

В итоге страны G7 решили воздействовать на проект через санкции крупнейших экономик мира. Однако Россия нашла способы обойти эти ограничения. Первая и вторая технологические линии проекта, представляющие собой огромные плавучие платформы (дебаркадеры), были построены в Мурманске и затем доставлены по Северному морскому пути на месторождение Утленное. Запасы этого месторождения оцениваются более чем в 1,4 триллиона кубометров природного газа.

Судя по всему, работы на первых двух линиях начались еще прошлой весной и летом, не дожидаясь завершения строительства третьей очереди.

3. Экспертное мнение: вызовы и возможности

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития, в комментарии для Hurriyet отметил, что западное противодействие наносит серьезный ущерб развитию российского производства СПГ.

В интервью «Свободной прессе» эксперт ответил на ряд острых вопросов. Напомнив о заявлении Владимира Путина на Всемирном экономическом форуме о необходимости утроить производство СПГ (с последующей конкретизацией Минэнерго до цели в 100 млн тонн в год), журналисты поинтересовались, реалистичны ли такие планы.

«Нет, — ответил эксперт. — Но причина не в том, что мы не можем столько производить, а в том, что пока неясно, как продать такие объемы. СПГ — удобное топливо, не привязанное к трубопроводам, но спрос на него сильно колеблется и его сложно прогнозировать. К тому же, существует дефицит крупнотоннажных танкеров и проблемы с фрахтом».

На вопрос о технических проблемах из-за санкций и отсутствия одобренных компонентов эксперт ответил, что эти сложности в основном касаются строительства крупнотоннажных заводов и танкеров, где Россия пока не имеет полной самодостаточности. Однако ситуация улучшается. При этом с производством установок малого и среднего тоннажа, которыми в больших количествах занимается «Газпром», проблем нет.

4. Теневой флот как ответ на санкции

Особое внимание в беседе было уделено так называемому «теневому флоту». Эксперт пояснил, что в условиях санкций все участники рынка вынуждены идти на определенные уловки.

«Появился теневой флот, который развозит по миру СПГ, производство которого мы, по официальным данным, еще даже не начали, — заявил он. — Всего два-три месяца назад в Индии зарегистрировали компанию, владеющую тремя крупными танкерами. У этой компании нет никакой другой собственности. И вот эти танкеры уже видны на спутниковых снимках возле «Арктик СПГ-2» и в Обской губе. Куда они совершают рейсы и где разгружаются — остается загадкой, что и смущает аналитиков Bloomberg».

Эксперт также прокомментировал роль иностранных инвесторов. По его словам, французские и японские партнеры формально не вышли из проекта, но и не получают прибыль, поскольку она официально не зафиксирована. При этом компания TotalEnergies, отмечающая в этом году столетие, обладает огромным опытом и оборотом, сопоставимым с бюджетом средней европейской страны, что позволяет ей находить сложные финансовые схемы.

«Запад ввел жесткие санкции, а России пришлось изобретать не менее изощренные правила игры, которые наши деловые партнеры понимают, а остальной Запад — нет, и поэтому чувствует себя обманутым», — резюмировал эксперт.

Обратите внимание: Smart Talking выпуск 8. Что ждать от экономики в новых условиях?.

Последние новости о рынке нефти и газа и стоимости бензина и дизтоплива читайте в теме «Свободная пресса».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Константин Смирнов: «В условиях санкций все лукавят. Возник теневой флот, и он развозит по миру СПГ, который ещё не начали производить».