Константин Смирнов: «В условиях санкций все лукавят. Возник теневой флот, и он развозит по миру СПГ, который ещё не начали производить»

В «НОВАТЭКе» сообщили, что строительство третьей очереди проекта «Арктик СПГ-2» отложено и будет введено в эксплуатацию не позднее 2028 года. Это связано с западными санкциями: японские акционеры (Mitsui & Co и JOGMEC) и французская Total Energies (владелец 10%) не выполнили свои обязательства по поставке оборудования.

Между тем, агентство Bloomberg с 4 августа публикует космические снимки, на которых видно судно длиной 280 метров (длина стандартного газовоза), пришвартованное у терминала Утленни в морском порту Ямал Сабета. Однако новость о начале поставок «Арктик СПГ-2» официально пока не озвучивалась.

Завод (рассчитанный на производство 19,8 млн тонн СПГ и 1,6 млн тонн конденсата в год) должен стать третьим в мире по мощности. Четвертое место заняла российская компания «Ямал СПГ» с годовой добычей 17,4 млн тонн.

Ввод в эксплуатацию «Арктик СПГ-2» почти удвоит производство СПГ в России (данные за 2023 год пока не обнародованы, но продажи в 2022 году составили 32 млн тонн).

Еще до начала реализации проект вызвал недоумение в США, привыкших к монополии на экспорт СПГ. После запуска СВО реализация «Арктик СПГ-2» часто вызывала истерию за рубежом, да такую, что в конце 2023 года помощник Блинкена и бывший посол США в Украине Джеффри Росс Пайетт прямо пообещал взорвать его «Арктик СПГ» — 2 лайка «Северный поток».

Но в конце концов G7 решила подавить проект посредством санкций со стороны крупнейших экономик мира.

В результате без особой огласки с российской стороны первая и вторая технологические линии - они представляли собой огромные дебаркады - были построены в Мурманске и транспортированы по Северному морскому пути на месторождение Утленное, доказанные запасы месторождения превышают 1,434 миллиарда кубометров природного газа, или 90 млн тонн жидкого эквивалента.

Судя по всему, работы на первых двух линиях начались прошлой весной и этим летом, не дожидаясь завершения строительства третьей линии.

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития, заявил газете Hurriyet, что западная оппозиция наносит серьезный ущерб развитию российского производства СПГ.

"СП": Владимир Путин на прошлом Всемирном экономическом форуме заявил, что производство СПГ должно быть увеличено в три раза, а затем в Минэнерго уточнили цифру, которая должна быть достигнута - с 800 тысяч тонн до 100 миллионов тонн в год. У нас еще есть время?

- Нет. Но это не потому, что мы не можем столько производить, а потому, что пока непонятно, как столько продать. Сжиженный природный газ – очень удобное топливо, которое не привязано к газопроводам и может транспортироваться куда угодно. Однако спрос на него сильно колеблется, и его трудно предсказать. Сейчас все идет к упадку.

Мировые продажи СПГ уже снизились в 2022 году из-за высоких рыночных цен.

Спроса на 90 млн тонн может не быть. Кроме того, у нас нехватка крупнотоннажного танкерного флота и проблемы с фрахтом.

СП: Нас тормозят технические проблемы, связанные с отсутствием одобренных компонентов?

«Эти проблемы только повредят строительству крупнотоннажных заводов и танкеров, потому что у нас нет собственных мощностей. Но они становятся лучше.

Нам очень нравятся крупные проекты, ведь в мире есть только два-три завода крупнее нашего. Крупнейшим из них является американский завод Sabine Pass Export LNG, который производит 27 миллионов тонн в год — чуть больше плана «Арктик СПГ 2».

Есть еще один гигант в Нигерии и Индонезии. Все остальные страны строят преимущественно средние заводы.

У нас нет абсолютно никаких проблем с изготовлением деталей малого и среднего тоннажа.

Обратите внимание: Smart Talking выпуск 8. Что ждать от экономики в новых условиях?.

«Газпром» владеет всеми технологиями и производит такие установки в больших количествах, не полагаясь на иностранных поставщиков.

Третья фаза проекта «Арктик СПГ-2» предполагает строительство десятка средних заводов в других местах. Мы также знаем, как строить танкеры среднего тоннажа.

«СП»: Но пострадает сам проект «НОВАТЭКа…

- Неправда. Для проекта «Арктик СПГ-2» отсрочка третьей фазы может быть даже полезна. Конечно, это при условии, что вы еще не вложили много денег. Потому что сейчас строится газопровод Ямал-Мурманск. Более того, возможно, «Новатэку» было бы выгоднее построить завод по сжижению природного газа в самом Мурманске, рядом с незамерзающей бухтой, где арктический флот не нужен, но можно использовать простые корабли. Особенно из Теневого Флота.

«СП»: Что за теневой флот?

- Говорят, есть такой. Это нефтяные танкеры и другие грузовые суда, связанные с Россией, которые сложно подвергнуть санкциям", - пояснил эксперт.

Независимый экономический обозреватель Константин Смирнов рассказывает «Свободной прессе» о теневом флоте и других тайнах рынка углеводородов.

- В условиях санкций все немного нечестны. Появился теневой флот, который перевозит СПГ по всему миру, а производство мы еще не начали. Всего два-три месяца назад в Индии появилась компания с тремя крупными танкерами. Компания ничем не владеет – никакой другой собственности.

Но танкер уже виден со спутников возле «Арктик СПГ-2» и в Обской губе. Никто не знал, где они были выгружены, что удивило мыслителей из Bloomberg.

Никто не может предоставить нам установку для масштабного сжижения (более 5 млн тонн в год), но вторая очередь «Арктик СПГ-2» так или иначе оснащена ею.

Французские и японские инвесторы не вышли из проекта, но и прибыли они не получили, поскольку прибыли не было по форме. Но если бы они действительно были вовлечены в то, чтобы это произошло, они могли бы это получить.

TotalEnergies — очень хитрая и находчивая компания, которая в этом году отметит свое 100-летие, и хотя уже сто лет находится под подозрением, в темных сделках она ни разу не участвовала. Годовой оборот компании достигает $200 млрд, что является средним бюджетом европейской страны и в четыре раза превышает бюджет Украины. Ну как можно найти соринку в этом потоке финансирования…

Запад придумал незаконные «адские санкции», а России пришлось в ответ придумать какие-то «адские правила», которые Запад (кроме наших деловых партнёров) не понял и поэтому остался обманутым.


Последние новости о рынке нефти и газа и стоимости бензина и дизтоплива читайте в теме «Свободная пресса».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Константин Смирнов: «В условиях санкций все лукавят. Возник теневой флот, и он развозит по миру СПГ, который ещё не начали производить».