Миллиарды на ремонт и «Скорая помощь» для Севморпути — во Владивостоке обсуждают проблемы судпрома

Тема парка гражданской авиации – традиционная тема Восточного экономического форума. На двух последних ВЭФ было достаточно дискуссий о судостроении, а на ВЭФ-2024, который в эти дни проходит на острове Русский, решили выбрать обсуждение судоремонта.

Эксперт по судостроению Николай Шабликов рассказал на пленарном заседании, как выглядит современный гражданский флот России. Ранее он отвечал за производство кораблей и морской техники в Минпромторге, а сейчас является председателем совета директоров компании по проектированию кораблей и морских сооружений.

— В России имеется около 3600 гражданских морских судов и более 22 тысяч, работающих на внутренних водных путях. Ежегодно производится 100 новых кораблей", - сказал эксперт.

Соответственно, мы ежегодно обновляем или пополняем отечественными судами примерно 0,38% нашего флота. Кстати, эта цифра на первый взгляд выглядит ужасно. Фактически это свидетельствует об определенном росте производства и достижении ближайших целей.

На ВЭФ-2022 заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов заявил: «Изучение рынков заказчиков показывает, что к 2035 году спрос превысит 1500 судов». Позже в министерстве уточнили, что потребуется построить не менее 1200 единиц. При этом по состоянию на осень 2022 года 63 верфи по всей стране приступили к строительству менее 300 судов.

Сейчас мы видим: кораблей строится около тысячи, и каждый год в строй вводится еще сотня кораблей. Проблема существует только в одной части – у нас до сих пор нет другой двигательной установки для сверхтяжелых кораблей, кроме ядерной.

Но вернемся к декорированию. Николай Шабликов отметил: «Из всех затрат на модернизацию и обслуживание судовладельцы тратят на профилактический ремонт лишь 8%». Будут ли судовладельцы экономить и ждать, пока судно начнет тонуть?

Проблема не просто в экономии, а в неравномерном распределении ремонтных мощностей по стране. Северо-западные верфи были перегружены и недоступны. Терминалов на Северном морском пути вообще нет. Там моряки рискуют и в случае необходимости ждут прибытия мобильной ремонтной бригады – очень похожей на скорую помощь. Только в полярных льдах дело совсем не быстрое.

На востоке страны верфи лихорадят: то не хватает мощностей, то простаивают.

Обратите внимание: Я не буду делать ремонт и инвестировать в эту экономику!.

Например, в Приморском крае загрузка судоремонтных предприятий составляет менее 30%.

"На ремонтных заводах не хватает кадров", - продолжил Шабликов. ——В судостроительной отрасли работает 540 000 человек, в судоремонтных предприятиях — менее 160 000 человек (в том числе 1416 судоремонтных предприятий.

В России есть программа трудовой мобильности. Например, завод «Звезда» пригласил по программе более 1500 рабочих из других регионов и выплатил им стипендию в размере 1 млн рублей.

На первый взгляд ничто не мешает судоремонтным предприятиям использовать те же процедуры, но на самом деле дела идут не гладко.

Герман Зверев, председатель Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), представил участникам ВЭФ историю судоремонтной отрасли:

— Москва, 10 декабря 1965 г. Первый секретарь Камчатского обкома Михаил Орлов заявил на заседании Верховного Совета СССР: "Судоремонтная база не развита должным образом. Из-за длительного стояния судов на ремонте флот не может обеспечить требуемую категорию рыбы" рост выпуска».

В документе Президиума Камчатского обкома в 1985 году говорилось: «Трудность судоремонта возрастает. Объем ремонтов не увеличивался с 1981 года и значительно ниже запланированного. Работы на отдельных судах проводились более два года», — начал рассказ Герман Зверев, а продолжить вызвалась Юлия Морозова, заместитель председателя правительства Камчатского края:

——Могу ли я рассказать вам продолжение истории судоремонта? Затем наступила самая мрачная веха в нашей истории.

Однако вице-премьер Камчатки закончила свой рассказ оптимистично:

- Счастья нет, а несчастье помогает. До пандемии и санкций здесь ремонтировалось всего 5-7% автопарка Камчатки. Рыболовные предприятия, имеющие собственную обслуживающую базу, могут себе это позволить.

Остальные корабли были отправлены на модернизацию в Южную Корею или Китай. В настоящее время судоремонт стал вторым по значимости источником финансовых доходов региона.

За два года отрасль привлекла 13 миллиардов фунтов инвестиций, и я понимаю, что портфель увеличится как минимум в 1,5 раза. Радостной новостью поделилась Юлия Морозова.

Председатель рыболовецкого колхоза имени В.И рассказал участникам форума о недостаточном развитии судоремонтной отрасли в стране. Ленин Сергей Тарусов:

«Судоремонтное предприятие изначально принадлежало нашему колхозу, и мы его сохранили. Это выгодно с точки зрения рабочего времени и цен. Но я хочу увеличить терминальные мощности и построить новые мощности, чтобы нам и нашим соседям больше не приходилось выезд за границу Техническое обслуживание Директор успешного хозяйства сказал: «Мы не можем сделать это с высокими ключевыми ставками без помощи государства.

Денис Кравченко, участник заседания, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, сообщил, что за последние годы парламент принял 45 законов, связанных с поддержкой судоремонта. При необходимости он примет больше.


Последние новости и все самое важное об импортозамещении читайте в теме «Свободная пресса».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Миллиарды на ремонт и «Скорая помощь» для Севморпути — во Владивостоке обсуждают проблемы судпрома.