
Остров Русский во Владивостоке на этой неделе стал центром экономической повестки Евразии – здесь стартовал девятый Восточный экономический форум (ВЭФ-2024). Мероприятие собрало более 6000 участников из 76 стран, которые примут участие в сотнях панельных дискуссий и деловых переговоров. Кульминацией форума станет пленарное заседание с участием президента Владимира Путина, запланированное на 5 сентября.
1. Авиационная повестка: от оптимизма к реалиям
Одной из ключевых тем для обсуждения на форуме стало состояние отечественной авиационной отрасли. Особое внимание уделяется реализации масштабного плана «1000 самолетов», который был представлен еще на ВЭФ-2022 в довольно оптимистичном ключе. Официальное название документа — «Комплексный план развития отрасли воздушного транспорта в Российской Федерации на 2022-2030 годы».
Согласно первоначальным расчетам, до 2030 года российские авиакомпании должны были получить 1036 отечественных лайнеров различных моделей, включая 142 SSJ-NEW, 270 МС-21-310, 70 Ил-114-300, 70 Ту-214, 12 Ил-96-300, 140 ТВРС-44 «Ладога», 178 Л-410 и 154 самолета «Байкал» (ЛМС-901).
2. Текущая ситуация: вызовы и перспективы
Однако на сегодняшний день ни один из запланированных самолетов не был поставлен авиакомпаниям, хотя к 2024 году ожидались первые 12 SSJ-NEW, а производство Ту-214 планировалось нарастить до более чем 10 единиц в год. Все участники программы столкнулись с необходимостью переноса сроков, что эксперты называют «сдвигом вправо».
Федор Борисов, директор Аналитического центра Национального института гражданской авиации и главный эксперт Транспортного научно-исследовательского института НИУ ВШЭ, в интервью объяснил причины сложившейся ситуации.
3. Экспертное мнение: почему сроки сдвигаются
«Самолет — это самый сложный вид серийно выпускаемой техники, — отмечает Борисов. — В условиях санкционных ограничений России пришлось полностью перестраивать технологические цепочки, что требует значительного времени. Если кого-то и стоит критиковать, то только тех, кто изначально демонстрировал излишний оптимизм относительно сроков реализации плана».
Эксперт подчеркивает, что еще в 2022 году специалисты понимали: самостоятельное производство всех компонентов — процесс небыстрый. План был подготовлен до начала специальной военной операции, когда речь шла о добровольном импортозамещении, а не о принудительном.
4. Масштаб проблемы и достижения
«Не все осознают масштаб проблемы, — продолжает Борисов. — Например, в производстве бортового компьютера для МС-21 было задействовано более 20 крупных поставщиков, у каждого из которых есть свои субпоставщики. Отсутствие любого, даже самого небольшого компонента, делает невозможным сборку самолета».
При этом эксперт высоко оценивает работу, проделанную в этих условиях: «То, что было сделано, — это огромный труд. Ситуация беспрецедентна — ни одна авиационная отрасль в мире не сталкивалась с таким давлением со времен Второй мировой войны».
Важно понимать, что в текущих условиях приоритет отдается оборонному заказу и военной авиации, что также влияет на ресурсы, доступные для гражданского авиастроения.
Обратите внимание: Русский оффшор.
5. Безопасность как главный приоритет
Борисов обращает внимание на то, что все производители гражданских самолетов в мире, включая Airbus и Boeing, склонны переносить сроки разработки новых моделей. «Выпустить самолет в срок невозможно без полной уверенности в его надежности и безопасности», — утверждает эксперт.
На вопрос о том, когда же россияне увидят новые гражданские самолеты, Борисов отвечает: «Многие модели уже проходят испытания. Да, хотелось бы быстрее, но запускать в производство «неготовый» самолет никто не будет. Безопасность — это ключевой фактор».
6. Перспективные направления и оптимизм
По мнению эксперта, основные ресурсы сейчас сосредоточены на проектах SSJ и МС-21, а также на производстве Ту-214 для гражданского использования. Особое значение имеет самолет «Ладога», который может заменить устаревающие Ан-26-100 и другие модели.
«Не стоит оценивать ситуацию в пессимистичном ключе, — заключает Борисов. — Вертолетостроение, например, демонстрирует значительный прогресс. Мы развиваем направления, которые раньше либо не существовали, либо находились в застое. Преодоление трудностей делает отрасль сильнее. Сдвиги сроков — явление временное».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: На острове Русский обсудят, почему все производители гражданских лайнеров дружно улетели вправо.