
Тема судостроения и судоремонта стала одной из ключевых на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024) во Владивостоке. В отличие от предыдущих лет, когда основное внимание уделялось строительству новых судов, в этот раз эксперты сосредоточились на проблемах ремонта и обслуживания существующего флота.
1. Состояние гражданского флота и темпы обновления
Эксперт Николай Шабликов, бывший сотрудник Минпромторга, а ныне председатель совета директоров проектной компании, представил картину гражданского флота России. По его данным, в стране насчитывается примерно 3600 морских и более 22 000 речных судов. Ежегодно вводится в строй около 100 новых кораблей.
Это означает, что ежегодное обновление флота составляет лишь 0,38%. Хотя эта цифра может показаться незначительной, она отражает определённый прогресс в развитии отечественного судостроения и соответствует текущим планам. Напомним, что на ВЭФ-2022 представители Минпромторга заявляли о потребности в постройке 1200–1500 судов к 2035 году. Сейчас в работе на верфях находится около тысячи судов, что свидетельствует о движении к цели.
2. Главная проблема: не строительство, а ремонт
Основной вызов, по мнению участников дискуссии, заключается не в строительстве новых судов, а в обслуживании существующих. Николай Шабликов обратил внимание на тревожную статистику: судовладельцы тратят на профилактический ремонт лишь 8% от всех расходов на содержание флота. Такая экономия может привести к серьёзным авариям.
Проблема усугубляется неравномерным распределением ремонтных мощностей по стране:
- Северо-Запад: Верфи перегружены, доступ к ним ограничен.
- Северный морской путь (СМП): Стационарных ремонтных терминалов практически нет. В случае поломки судам приходится ждать прибытия мобильных бригад, которые, по сути, выполняют роль «скорой помощи» в суровых арктических условиях, где оперативность крайне затруднена.
- Дальний Восток: Ситуация нестабильна: мощности то перегружены, то простаивают. Например, в Приморском крае загрузка судоремонтных предприятий не превышает 30%.
Обратите внимание: Я не буду делать ремонт и инвестировать в эту экономику!.
3. Кадровый голод и региональный опыт
Ещё одной острой проблемой является нехватка специалистов. В судостроении занято около 540 тысяч человек, а в судоремонте — менее 160 тысяч, распределённых по 1416 предприятиям. Хотя в России существует программа трудовой мобильности (как на заводе «Звезда», привлекшем более 1500 рабочих с выплатой подъёмных в 1 млн рублей), судоремонтные предприятия сталкиваются с трудностями в её применении.
Историю отрасли на форуме представил Герман Зверев, председатель ВАРПЭ. Он напомнил, что проблемы с ремонтом флота существовали ещё в советское время, о чём говорилось на заседаниях Верховного Совета в 1965 и 1985 годах. Продолжила рассказ вице-премьер правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Она отметила, что до введения санкций и пандемии в регионе ремонтировалось лишь 5–7% местного флота, а остальные суда отправлялись в Южную Корею или Китай. Однако сейчас ситуация изменилась кардинально: судоремонт стал вторым по значимости источником доходов Камчатки. За два года отрасль привлекла 13 миллиардов рублей инвестиций, и этот объём, по прогнозам, вырастет ещё в 1,5 раза.
4. Частная инициатива и государственная поддержка
Опытом успешного содержания собственной ремонтной базы поделился Сергей Тарусов, председатель рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина. По его словам, наличие своего предприятия экономит время и средства, но для расширения мощностей и отказа от зарубежного сервиса необходима государственная поддержка, особенно в условиях высокой ключевой ставки.
В ответ Денис Кравченко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, сообщил, что за последние годы парламент принял 45 законов, направленных на поддержку судоремонта, и готов рассмотреть новые инициативы.
Последние новости и все самое важное об импортозамещении читайте в теме «Свободная прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Миллиарды на ремонт и «Скорая помощь» для Севморпути — во Владивостоке обсуждают проблемы судпрома.