Остров Русский во Владивостоке на этой неделе стал экономическим центром Евразии – 3 сентября открылся девятый Восточный экономический форум (ВЭФ-2024). Он соберет более 6000 делегатов из 76 стран для участия в сотнях панельных дискуссий и многочисленных бизнес-диалогах. Кульминацией форума станет пленарное заседание с Владимиром Путиным, которое откроется 5 сентября в 8 утра (по московскому времени).
Пожалуй, одна из самых интересных тем Всемирного экономического форума – это серьезный разговор о том, что происходит в нашей авиационной отрасли.
Два года назад на Всемирном экономическом форуме 2022 года план «1000 самолетов» был представлен в довольно оптимистичном ключе. Официальное название этого документа — «Комплексный план развития отрасли воздушного транспорта в Российской Федерации на 2022-2030 годы.
План предусматривает поставку российским авиакомпаниям 1036 отечественных самолетов. Среди них: 142 SSJ-NEW, 270 МС-21-310, 70 Ил-114-300, 70 Ту-214, 12 Ил-96-300, 140 ТВРС-44 "Ладога", 178 Л-410 и 154 самолета "Байкал". (ЛМС-901).
Это все до 2030 года. Конечно, время еще есть.
Но пока ни один самолет не поставлен, хотя к 2024 году ожидается полет 12 самолетов SSJ-NEW, а производство Ту-214 планируется увеличить до более чем 10 самолетов в год.
На ВЭФ-2022 заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочарово отметил, что государство поставило задачу одомашнить 81% нашего автопарка. Но с тех пор все без исключения участники программы заявили об отсрочках вправо, а разработчики Байкала также шокированы ценой новых самолетов на местных маршрутах: современный «Кукурузник» будет стоить в 50 дороже старого Times An- 2, он собирался заменить.
Директор Аналитического центра Национального института гражданской авиации и главный эксперт Транспортного научно-исследовательского института НИУ ВШЭ Федор Борисов рассказал Hurriyet, что план "Тысяча самолетов" уже сколько лет (или десятилетий?) поворачивает вправо, и почему это происходит.
СП: Федор Андреевич, какие претензии можно предъявить отечественным авиапроизводителям?
——Самолет — самый сложный среди всех видов серийно выпускаемой техники. Чтобы построить самолет в условиях санкционных ограничений, с которыми столкнулась Россия, необходимо было заменить все технические цепочки. Это занимает много времени.
Поэтому если на кого и жаловаться, то только на тех, кто возлагал большие надежды на реализацию плана и поддался излишнему оптимизму.
Еще в 2022 году специалисты поняли, что если придется научиться делать все компоненты самостоятельно, так быстро это не получится.
Представленный в 2022 году план был подготовлен еще до СВО, когда речь шла о добровольном импортозамещении - по возможности, а не об обязательном импортозамещении.
«СП»: Но план был одобрен на СВО в сентябре 2022 года.
«Не все понимают масштаб проблемы. В производстве бортового компьютера для МС-21 пришлось задействовать более 20 крупных поставщиков. Это только основные, у них еще есть поставщики.
Отсутствие любого компонента в цепочке означает, что самолет невозможно построить. Он не может летать в 99% случаев%.
Так что, на мой взгляд, то, что было сделано в этих условиях, — это огромная, огромная работа.
Обратите внимание: Русский оффшор.
Это абсолютно беспрецедентно, поскольку ни одна авиационная отрасль в мире не испытывала такого давления со времен Второй мировой войны.При этом нужно понимать, что в условиях Северного военного округа перед страной стоят не только задачи строительства гражданских самолетов. Пожалуй, все возможные и необходимые ресурсы задействованы в решении задач строительства военной авиации.
Оборонный заказ является главным приоритетом.
Кстати, все производители гражданских самолетов (Airbus и Boeing не исключение), скорее всего, отложат разработку новых самолетов на долгие годы, как в мирное время, так и при благоприятных условиях.
Потому что для того, чтобы выполнить миссию в срок, выпустить самолет невозможно, если нет полной уверенности в надежности самолета.
«СП»: Когда мы увидим наш новый гражданский самолет?
- Многие из них проходят испытания. Хотелось бы, чтобы это произошло быстрее, но пускать в производство "неготовый" самолет никто не собирается. Безопасность – это ключ к успеху.
Да, люди настроены очень оптимистично по поводу двигателя: «Через два года сделаем отечественный двигатель». Двигатель делается не за 2 года, а за 10 лет.
Однако два года спустя испытание было проведено. Это результат большой работы.
Поэтому в наших условиях я очень высоко оцениваю работу авиапроизводителя и связанных с ним компаний.
«СП»: Какую серию новых отечественных самолетов мы увидим первой?
——Основные ресурсы сосредоточены на проектах SSJ и МС-21. Планируется производство Ту-214 для гражданского использования.
Самолет «Ладога» очень нужен, поскольку он находится между этими двумя типами и может заменить оба типа — важную часть стареющего парка самолетов. Замене подлежат как магистральные Ан-26-100, так и меньшие самолеты.
Если говорить об авиационной отрасли, то невозможно не заметить тот прогресс, который сейчас делает вертолетостроение. Здесь у нас очень хорошая база – это современные модификации на базе Ми-8, в том числе Ми-171А3, который сейчас проходит сертификацию.
Поэтому я бы не стал оценивать авиационную отрасль в пессимистическом свете типа «все потеряно». Авиационные промышленные машины преодолевают самые трудные препятствия. Мы начинаем развивать направления авиастроения, которых раньше либо не существовало, либо находилось в застое, и экспериментирование делает нас сильнее. Вещи, которые движутся вправо, не движутся вечно.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: На острове Русский обсудят, почему все производители гражданских лайнеров дружно улетели вправо.