Когда китайская компания Lenovo приобрела производственное подразделение IBM, мир впервые увидел мощь китайской экспансии на рынке электроники. Эта корпорация, безусловно, гордость китайской передовой экономики - крупнейший производитель компьютеров в мире, пятое место по производству мобильных телефонов.
Есть только один незначительный, казалось бы, нюанс: Lenovo - не совсем китайская компания. Она была основана в 1984 году при Китайской академии наук, но 100% долей в материковых подразделениях компании (в Шанхае и Пекине) владеет Hong Kong Lenovo. Стоит понимать, что Гонконг - это город со своей политической системой, законодательством и биржей, которые сильно отличаются от материкового Китая.
По моим личным ощущениям, в производстве смартфонов Lenovo сильно проигрывает своим конкурентам из Xiaomi или HuaweiВ 1988 году компания Lenovo получила значительные инвестиции от гонконгского бизнеса, а позднее, в 1993-м году разместила свои акции на Гонконгской фондовой бирже. Полученные 12 миллионов долларов компания потратила на инвестиции в Китае.
Эта удивительная синергия ещё не раз поможет китайской экономике - китайские компании (например, известный производитель бытовой техники Haier), в отсутствие законодательства на материке, предпочтут регистрироваться в оффшорной зоне Гонконга, с его прозрачной судебной системой и британским коммерческим правом.
Гонконг, конечно, шикарный город, но со своими большими проблемами. И, скорее всего, его поглотит материковый Китай уже на нашем веку.Это не моя мысль, но мне она очень импонирует - а что если подобный же оффшор организовать в нашей стране? Почему бы не вывести один из портовых городов России из-под коммерческой (но, разумеется, не административной и уголовной) юрисдикции и привязать её к тому же британскому праву? Можно даже по одному городу на каждое направление - Санкт-Петербург для Европы, Сочи или Ростов-на-Дону для Ближнего Востока, Владивосток - для Восточной Азии...
Несмотря на то, что звучит довольно радикально, но правильно развивающиеся страны понимают важность понятных и прозрачных правил ведения международного бизнеса. И какой смысл изобретать велосипед, если под рукой уже имеется устоявшаяся и эффективная правовая система?
Например, высшей судебной инстанцией Сингапура, чьё экономическое чудо будоражит многих и в России (в основном из-за несменяемости власти), до 1994 был Юридический комитет Тайного совета в Лондоне, один из высших судов Великобритании.
Сингапур, разумеется, не менее шикарен, чем Гонконг.Если же, например, настолько не нравится Лондон (хотя наши олигархи любят судиться именно там, и никто это зазорным не считает), то можно сделать высшей инстанцией любой другой международный суд - тот же Стокгольмский арбитраж, где Газпром постоянно судится с Украиной, и это тоже никого не смущает.
Допустим, это звучит довольно необычно, и в воздухе повисает запах сепаратизма. Но можно взглянуть на соседний Казахстан, где создаётся новый коммерческий суд, который возглавит бывший британский судья лорд Вулф. Аналогичные системы создаются в Катаре и Абу-Даби. Стоит отметить, что проблемы сепаратизма в Казахстане намного серьёзнее, чем в России - там даже столицу перенесли на север из-за опасения отделения всей северной части страны.
Казахстан понимает важность привлечения иностранных инвестиций и потому создаёт целый финансовый кластер в Астане... То есть, в Нур-Султане, конечно же.Россия тоже не чурается западных нововведений, постоянно дополняя и обновляя своё гражданское законодательство на основе лучших зарубежных практик - будь то британское или французское право.
Создание оффшорной зоны, чья правовая система будет максимально соответствовать международным правилам ведения бизнеса, нисколько не умаляет национальную независимость. Это лишь покажет, что русский национальный бизнес готов следовать мировым практикам и побеждать на чужом поле в честной конкурентной борьбе.
В конце концов, динамично развивающеся стране необходим импорт не только лучших технических образцов, но и лучших институтов и практик. Это понимала Япония в XIX веке, это понимают ближневосточные королевства (и Казахстан!) сейчас. Поймёт ли это наша страна? - Будем надеяться на положительный ответ.
Историю Lenovo как зарубежной компании я почерпнул из книги американского экономиста китайского происхождения Яшэна Хуана "Капитализм по-китайски. Государство и бизнес". Автор придерживается неолиберальной версии восхождения Китая, полагая, что государство больше мешало на пути к экономическому росту. Я в целом не согласен с автором, но в книге представлен большой фактический и статистический материал, что не может не радовать: китайской статистики, да и ещё и на русском языке, непростительно мало.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Русский оффшор.