25 января 2023, 22:42
Попытка Запада ввести директивное регулирование цен на российские энергоресурсы может привести к глубокой трансформации глобального энергетического ландшафта. Однако итог этой перестройки может оказаться совершенно не таким, на который рассчитывали инициаторы санкций.

1. Картель покупателей: новая реальность
Прошедший год стал точкой отсчета для масштабных перемен в мировой экономике и политике, и энергетический сектор, всегда чутко реагирующий на геополитические сдвиги, не стал исключением. Запущенные процессы способны в корне изменить сложившийся мировой энергопорядок в ближайшие несколько лет. Для России ключевым становится вопрос о том, какую роль она сможет занять в этой новой системе.
Введение странами «Большой семерки» и ЕС потолка цен на российскую нефть и нефтепродукты — беспрецедентная мера как для рынка, так и для санкционной практики в целом. Это не просто эмбарго, а попытка установить внешний контроль над ценообразованием. Ранее санкции в энергетике носили более точечный характер: ограничения технологий, адресные запреты или классические эмбарго, которые вынуждали страну-изгоя торговать со скидками, увеличивая свои издержки.
Теперь же Запад создает прецедент, формируя подобие «картеля покупателей». Его цель двояка: ослабить Россию и одновременно перехватить у производителей рычаги влияния на рынок, которые традиционно были в их руках со времен нефтяных кризисов 1970-х годов. Если этот инструмент окажется эффективным, его могут распространить и на другие товары, и на другие страны, что кардинально сместит баланс сил в мировой энергетике.
В краткосрочной перспективе Россия сталкивается с ростом логистических издержек и необходимостью продавать часть нефти (например, марку Urals) со скидкой. Однако есть и обратные примеры: нефть ВСТО, идущая по трубопроводу в Азию, торгуется выше установленного потолка. Это показывает, что ключевой вызов для России — не сам ценовой лимит, а перестройка экспортных потоков с Европы на Азию и наращивание собственного флота для снижения зависимости от западных сервисов.
2. Реакция рынка и риски для Запада
Инициатива Запада встречает резкое неприятие со стороны других крупных производителей, в первую очередь Саудовской Аравии и стран ОПЕК. Они справедливо видят в этом опасный прецедент, подрывающий их суверенитет в вопросах регулирования рынка. Это делает их потенциальными союзниками России в отстаивании более справедливых, с точки зрения производителей, правил игры.
Более того, сама «Большая семерка» рискует столкнуться с непредвиденными последствиями своей политики. Неудачный эксперимент с потолком цен может подорвать доверие к западным странам как к арбитрам глобальных правил. Особенно уязвимой выглядит Европа на газовом рынке. Прошедшую зиму ЕС пережил благодаря заранее заполненным хранилищам и спаду спроса в Китае. Однако зима 2023-2024 годов может оказаться куда сложнее из-за сокращения российского pipeline-газа и обострения конкуренции за СПГ с Азией.
Сложности ожидают Европу и с поставками нефтепродуктов, таких как дизельное топливо. Частично заместить российские объемы могут Индия, страны Персидского залива, Китай и Турция. Однако парадокс в том, что и Китай, и Турция могут делать это, перерабатывая ту же российскую нефть. В итоге Европа заплатит больше, а мировой рынок станет менее стабильным.
3. Стратегия для России: не выживать, а формировать новый порядок
Для России текущий кризис — это не только вызов, но и возможность. Просто «переждать» давление уже не получится, так как битва за энергию стала частью более масштабной борьбы за будущее мироустройство. Стратегия должна быть активной и многоуровневой.
Во-первых, необходимо ускорить «поворот на Восток», диверсифицируя экспортные маршруты и развивая собственную логистику, включая строительство танкеров и крупнотоннажных установок по производству СПГ.
Во-вторых, важно укреплять энергетический альянс с другими недовольными политикой Запада странами — как производителями (ОПЕК+), так и крупными потребителями «глобального Юга» (Китай, Индия). Вступление Саудовской Аравии в БРИКС — яркий сигнал таких процессов.
В-третьих, России вместе с партнерами необходимо работать над созданием альтернативных институтов: новых механизмов ценообразования, независимых от западных агентств вроде Platts, и платежных систем, что снизит уязвимость от вторичных санкций.
Таким образом, ответом на вызов должен стать не уход в оборону, а активное участие в формировании нового, более полицентричного энергетического порядка, где интересы России и ее союзников будут учтены в гораздо большей степени.
Обратите внимание: Берлин поставил Москве условие для передачи данных по Навальному.
Больше интересных статей здесь: Политика.