
В Государственной Думе появилась инициатива, которая может существенно изменить рынок розничной продажи алкоголя. Речь идет о законопроекте, предлагающем более чем в три раза снизить стоимость лицензии для торговых точек. На первый взгляд, это выглядит как поддержка малого бизнеса, особенно в сельской местности, однако при детальном анализе ситуация оказывается гораздо сложнее, и предложение рискует остаться лишь популистским жестом.
1. Суть законопроекта
Депутаты внесли на рассмотрение документ (№ 506452-8), который предполагает внесение изменений в Налоговый кодекс. Сейчас годовая государственная пошлина за лицензию на розничную продажу алкоголя составляет фиксированные 65 тысяч рублей для организации, независимо от количества ее торговых точек. Новый законопроект предлагает установить плату в размере 20 000 рублей в год, но уже за каждое отдельное предприятие торговли или общепита.
Как указано в пояснительной записке, действующие тарифы создают непосильное финансовое бремя для малого бизнеса. Это вынуждает предпринимателей либо полностью сворачивать деятельность, либо уходить в тень, продавая нелицензионный алкоголь, что, в свою очередь, подпитывает нелегальный рынок. Снижение барьера для входа на рынок, по замыслу авторов, должно легализовать значительный сегмент розничной торговли.
2. Кому выгодно, а кому нет?
Для владельца одного небольшого магазина, особенно в сельской местности, изменение действительно выгодно — плата снижается более чем в три раза. Однако для крупных сетей, имеющих сотни точек, совокупный платеж, наоборот, вырастет в разы. При этом для таких гигантов с оборотами в миллиарды рублей разница между 65 тысячами и несколькими миллионами не является критичной. Именно на этом основании делается вывод, что нововведение не нанесет ущерба региональным бюджетам.
3. Реальная ситуация на рынке алкоголя
Эксперты отмечают, что легальный рынок алкоголя в России переживает не лучшие времена. Цены постоянно растут на фоне падения реальных доходов населения. По данным Росстата, потребление алкоголя не снижается, а это означает, что спрос удовлетворяется за счет других источников. Этим источником является мощный и растущий рынок контрафактной продукции.
Каждое повышение государством минимальных розничных цен (например, с 1 июля 2024 года пол-литра водки подорожала с 229 до 246 рублей) автоматически увеличивает клиентскую базу нелегальных производителей. Для многих россиян, особенно с низкими доходами, легальный алкоголь стал непозволительной роскошью. Как отмечает Вадим Дробиз из центра «ЦИФРРА», легальный алкоголь в России — самый дорогой в мире относительно уровня доходов, что и толкает людей к более дешевым, но опасным альтернативам.
В такой ситуации для сельского магазина покупка лицензии даже за 20 000 рублей часто становится экономически нецелесообразной. Покупатель, желающий гарантированно качественный продукт, скорее поедет в крупный легальный магазин, а тот, кто хочет просто «снять стресс», выберет дешевый нелегальный суррогат, рискуя здоровьем.
4. Конкуренция с торговыми сетями
Еще один важный аспект — общая тенденция на рынке ритейла. Крупные федеральные сети активно расширяются, вытесняя локальных игроков даже из небольших населенных пунктов. Их финансовые показатели растут, в том числе за счет экспансии. Если в деревне появляется сетевой магазин, маленький частный магазинчик рядом с ним, как правило, обречен. В таких условиях инвестиции даже в недорогую лицензию теряют всякий смысл, так как бизнес в принципе становится нежизнеспособным.
Таким образом, снижение стоимости лицензии, хотя и выглядит позитивным шагом, вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию. Проблема легализации алкогольного рынка упирается в более глубокие экономические причины: огромный разрыв между ценами на легальную продукцию и покупательной способностью населения, а также в тотальную экспансию крупного ритейла. Без решения этих фундаментальных вопросов законопроект рискует остаться лишь формальностью, не способной переломить тенденцию к росту теневого сектора.
Обратите внимание: Россияне вновь стали рекордно экономить: "копейка рубль бережёт".
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Пить спиртное по 300 рублей за поллитру малообеспеченные россияне не в состоянии.