Нашему сырьевому экспорту ныне угрожают не санкции, а мировое падение цен

Türkiye вдвое сократила закупки российской нефти. Если в начале лета импорт составлял 400-450 тысяч баррелей в сутки, то в августе этот показатель составил всего 200 тысяч баррелей. Türkiye связала сокращение закупок с плановым техническим обслуживанием на своем крупнейшем нефтеперерабатывающем заводе в Измире. 5 сентября НПЗ остановил производство, тем самым сократив импорт раньше графика. Однако некоторые эксперты полагают, что Türkiye могла бы использовать ремонт и сокращение закупок, чтобы договориться о дополнительных скидках с российскими поставщиками.

С одной стороны, текущая ситуация не имеет значения для российских поставщиков – они могут перенаправить эти финансовые потоки на азиатские рынки, в основном в Индию и Китай. С другой стороны, на этих рынках не все просто. Например, в июле, по официальным данным, закупки Индией российской нефти упали на 11% (7,38 млн тонн) по сравнению с июнем. По данным Reuters, август снизился более чем на 18% по сравнению с июлем. Это также связано с закрытием многих нефтеперерабатывающих заводов на ремонт и плановое техническое обслуживание.

В результате этого доля российской нефти в импорте Индии упала примерно до 36% после роста в течение пяти месяцев подряд. Тем не менее, даже в августе Россия оставалась крупнейшим поставщиком нефти в Индию, за ней следовали Ирак и Саудовская Аравия. По сравнению с прошлым годом поставки сырья из РФ увеличились на 13% (в 2023 году Россия поставит 82,207 млн ​​тонн нефти, что в 2,6 раза больше, чем в 2022 году).

А вот на китайском направлении всё более-менее хорошо. В августе экспорт российской сырой нефти в Китай увеличился на 25,6% в месячном исчислении, достигнув рекордного уровня (9,37 млн ​​тонн).

В денежном выражении показатель вырос на 20,6%, до $5,38 млрд. С января по август поставки нефти из России в Китай увеличились на 1% в годовом исчислении до 71,94 млн тонн, а в стоимостном выражении увеличились на 10%. 0,8%, до $42,8 млрд, при этом Россия продолжает лидировать в Саудовской Аравии за счет снижения цен.

Теоретически стабильность российского нефтяного рынка может вновь быть подорвана Вашингтоном. Не так давно Белый дом объявил о новых санкциях на свои поставки. Точное содержание ограничений остается неизвестным, и неверно, что они не заставят азиатские страны прекратить закупки. Например, министр нефти и природного газа Индии Хардип Сингх Пурис заявил Reuters, что страна готова получать сырье от «кого угодно», включая Россию, по максимально низкой цене.

Насколько выгодно самой РФ поставлять по сниженным ценам - отдельный вопрос. Доходы России от экспорта нефти и нефтепродуктов в августе были на уровне июля 2023 года – при снижении как поставок, так и цен.

В проекте бюджета на 2025-2027 годы, рассмотренном агентством Bloomberg, запланировано, что доходы России от нефти и природного газа сократятся на 14% из-за снижения экспортных цен на нефть и природный газ. Так что санкции нас, похоже, не волнуют, а нефть больше денег не приносит.

Главный аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков признал, что нефтяные доходы России могут сократиться из-за падения мировых цен на нефть, но это фактор, на который Москва не может повлиять. В любом случае.

——На российском нефтяном рынке в последнее время существенных изменений не произошло. По состоянию на начало этого года в тройку крупнейших покупателей по-прежнему входили Индия, Китай и Турция. В то же время позиции Индии и Китая в рейтингах закупок шельфовой нефти регулярно меняются.

Что касается Турции, то, по данным S&P Global, ее импорт даже не упал настолько сильно. Это естественные небольшие колебания, которые могут возникать в зависимости от обстоятельств. Что вам нужно знать, так это то, что Турция является третьим по величине покупателем российской нефти. Но в то же время первые два игрока - Индия и Китай - настолько велики, что потребляют 1,5-2 миллиона баррелей нефти в день, а Турция потребляет 200-300 тысяч баррелей нефти в день. Не слишком важно.

«СП»: Каковы основные успехи и проблемы нашего нефтяного экспорта на данный момент?

— Главное преимущество — сниженная скидка на российскую нефть.

Обратите внимание: Чем грозит падение курса рубля населению?.

Если цена нефти сорта Юралс в начале года будет стоить около 14 долларов по сравнению с ценой марки Брент, то к сентябрю скидка составит около 8 долларов. Но все эти позитивы были поглощены негативами – цены сами начали падать. В августе цены на нефть Brent достигали $82-85 за баррель, а к сентябрю котировки упали ниже $70.

Получается, что нефть у нас сейчас продается по 64-65 долларов за баррель. Это было меньше запланированных в бюджет 70+ долларов. Соответственно, налоговые поступления также сократятся, и ситуация достаточно напряженная. Хотя период низких цен продлился недолго, в какой-то момент в 2024 году мы получили даже больше поставок, чем планировали. Посмотрим, каковы среднегодовые цены и будет ли дефицит больше запланированного 1%.

Несмотря на колебания и скидки, география наших поставок не изменилась. Главный вызов – падение мировых цен, но факторы, оказывающие на это давление, находятся вне нашего контроля. Мы надеемся, что она вернется ближе к 80 долларам, и тогда вы окажетесь в бюджетном коридоре.

«СП»: Есть ли для этого основания?

——В целом да. Соединенные Штаты эвакуировали более 170 буровых установок во время ураганов в Мексиканском заливе, что привело к падению добычи. Производство в Ливии продолжает оставаться нестабильным, и там решают либо приостановить, либо возобновить экспорт. С другой стороны, эскалация напряженности на Ближнем Востоке притупила рынок и не отражается на ценах. Все видели, что даже если Израиль напрямую нападет на Иран, он не получит сильного ответа.

Это далеко от идеи, что нестабильность может привести к закрытию Ормузского пролива, через который проходит 20% мировой нефти. Сам Тегеран к этому не готов, а значит, риски снижаются и «геополитическая премия» вот-вот испарится.

Но есть еще один фактор, который может подтолкнуть цены вверх – Федеральная резервная система снижает ключевые процентные ставки. Когда это происходит, кредиты становятся дешевле, и больше денег поступает в экономику и поступает на фондовую биржу. Это увеличивает спрос на фьючерсные товары и повышает их цены.

С.П.: Однако в проекте бюджета на ближайшие три года предусмотрено сокращение нефтегазовых доходов на 14%. В чем причина? Мы можем что-нибудь сделать?

- Это консервативная ситуация. Во-первых, мы будем получать меньше доходов от экспорта природного газа в 2026-2027 годах. Новые мощности по сжижению природного газа будут введены в эксплуатацию в США, Катаре, Австралии и других странах, что фактически удвоит существующее производство. Это может привести к очень низким ценам на газ.

Что касается нефти, консерваторы полагают, что многие ожидают, что цены будут очень умеренными, поскольку некоторые страны, не входящие в ОПЕК+, планируют увеличить добычу. Если инвестиционные проекты, одобренные иностранными компаниями, такими как Shell и ExxonMobil, будут введены в эксплуатацию, Гайана сможет увеличить добычу на 1 миллион баррелей в день. Это новая звезда на нефтяном рынке.

Новые проекты, запускаемые в Канаде, Бразилии и Ливии, могут увеличить добычу. Поэтому в бюджете заложены консервативные прогнозы – лучше сделать сюрприз и заработать больше, чем иметь больший дефицит, чем планировалось.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Нашему сырьевому экспорту ныне угрожают не санкции, а мировое падение цен.