На РЖД не хватает водителей. Сегодня их дефицит оценивается в 2500 человек. Заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Шаханов сообщил, что необходимо 120,5 тысяч человек, но сейчас работают 118 тысяч.
Нехватка машинистов наблюдается в основном на востоке. Причина в том, что западные санкции после запуска СВО увеличили ее нагрузку. Дмитрий Шаханов считает сложившуюся ситуацию «абсолютно объективной», учитывая, что большая часть грузопотоков перенаправляется на восток.
В настоящее время в РЖД работает 681 тысяча сотрудников, а если рассматривать весь холдинг в целом, то это число превысит 850 тысяч.
Стремясь привлечь таланты, руководство с 1 ноября повысило заработную плату водителям и их помощникам. В зависимости от направления почасовые тарифные ставки увеличиваются от 15% до 20.
Компания также предлагает «повышенные льготы» в размере 150 000 рублей водителям и их помощникам.
Сборы выплачиваются при приеме на работу, даже если заявитель уже работает в компании. Стипендии стажерам, которые станут помощниками пилотов, также увеличены на 25%. С 1 января ее планируют увеличить еще на 16%. Кроме того, теперь полностью компенсируются расходы на аренду жилья работникам локомотивных бригад.
Повышение уровня «пособий» затронет более 130 тысяч человек. По данным городского портала вакансий, средняя зарплата водителя в России в октябре составила 92,8 тыс руб.
Насколько эти меры помогут привлечь водителей в РЖД? Какие меры нужно предпринять, чтобы хотя бы не усугублять проблему? Этот вопрос мы задали кандидату экономических наук, аналитику Николаю Кульбаке.
— 92 000 рублей — это сегодня совершенно неконкурентоспособная зарплата. Это также является основной причиной массового исхода из отрасли. В целом железнодорожная отрасль мало изменилась с советских времен, а сама отрасль находится в очень тяжелом состоянии: парк локомотивов меняется очень медленно, условия труда тяжелые.
Второй момент заключается в том, что РЖД как компания крайне консервативна и ее сложно изменить. Для доведения отрасли до современных стандартов необходимы огромные инвестиции. Но сейчас все усилия РЖД сосредоточены на краткосрочных проектах и, что называется, совсем забыли о долгосрочных проектах. Экономисты полагают, что в ближайшем будущем российские железные дороги проиграют автомобильному транспорту.
«СП»: Проблема в том, что машинист локомотива — достаточно сложная профессия, нельзя давать гастарбайтерам управлять локомотивом, нужен способный, квалифицированный специалист, которому нужно длительное обучение, а потом он должен пройти стажировку. Будут ли выпускники вузов теперь работать в РЖД? На сколько задерживались железнодорожные перевозки?
«Каждые полгода мы теряем в этой стране до полумиллиона человек трудоспособного возраста. Таковы реалии демографической ситуации в этой стране. Допустим, после колледжа приходит ученик водителя, работает какое-то время, а потом находит себе работу. Зарплата в этом месте была выше, а потом он ушел, а деньги, потраченные государством на его учебу и два месяца стажировки, были потрачены впустую.
«СП»: То есть увеличение числа вузов ситуацию не спасет?
——Хотя есть ПТУ, после окончания учебы многие люди идут работать не по специальности. Повторяю, главный аргумент в том, что платят очень мало. Правда в том, что иммиграция нас не спасет. Работа водителя мотоцикла требует высокой квалификации и специальных навыков, ответственности и умения реагировать на нештатные ситуации. Единственное, что сегодня привлекает людей в РЖД, — это повышение зарплат. Конечно, в отрасли ведется активная кадровая политика и реклама.
«СП»: Глава РЖД Олег Белозёров заявил, что в России вскоре может быть запущена первая партия беспилотных поездов дальнего следования.
Обратите внимание: Главная цель Байдена – изоляция Китая перед войной за Тайвань.
Однако, по его словам, это произойдет не раньше 2030 года. Сначала водитель будет сидеть в безопасной кабине, чтобы следить за безопасностью движения и выполнять некоторые действия по пути. Кстати, в сентябре этого года на российской трассе М-11 «Нева» работали полностью беспилотные грузовики. Сейчас на линии 22 вагона. Возможно, проблему нехватки машинистов на РЖД можно решить за счет использования локомотивов-беспилотников»?— Создание автомобиля-дрона требует немалых инвестиций, а таких денег в нашем бюджете, скорее всего, нет, это очень дорого. Но, насколько я знаю, постепенно начинает действовать беспилотный транспорт на короткие расстояния. Например, поехать в аэропорт. Но это небольшой и достаточно узкий сегмент. Для того чтобы эта практика получила широкое распространение, необходимо будет закупать технологии из-за границы. Вряд ли мы будем разрабатывать этот продукт сами», — заключил Николай Кульбака.
Хотя они усердно работают над решением проблем в отрасли, ясно, что количество механиков в ближайшем будущем увеличиваться не будет. Это требует времени и значительных инвестиций. Но грузовые перевозки увеличиваются в самом популярном восточном направлении. Только с января по август ОАО «РЖД» увеличило грузоподъемность в восточном направлении до 195,5 млн тонн.
Рост объемов грузовых перевозок в основном пришелся на долю топливно-энергетического комплекса (уголь +4,3%, нефти +0,5%) и руд (+10,3%).
"РЖД обязательно выполнит свои обязательства и создаст условия для плановых грузоперевозок в направлении дальневосточных портов", - сообщили в компании в СП. Также в РЖД добавили, что работы по модернизации БАМа и Транссиба идут в плановом порядке. В начале 2024 года пропускная способность Восточного полигона составляла 173 млн тонн, к концу этого года она достигнет 180 млн тонн.
Но где взять кадры для осуществления всех этих «масштабных планов»? Этот вопрос мы подняли перед заместителем председателя Общественного совета Минтранса России Ильей Зотовым.
- Кадровую проблему РЖД можно решить только за счет повышения заработной платы и привлечения талантов из других смежных отраслей. Делалось все возможное и невозможное, но мотоциклистов, увы, уже не было. Основная проблема в том, что этой профессии невозможно обучить быстро, а значит, в этой отрасли необходимо формировать что-то вроде национального порядка. Укажите точное количество специалистов, необходимых в ближайшее время.
«СП»: Железнодорожной академии сейчас достаточно? И, самое главное, каких специалистов они обучают?
——Сейчас у нас восемь университетов с местной спецификой и открыты колледжи. Все в одном комплексе: практика и обучение. Все максимально приближено к реальности, вплоть до вагонов с классным оснащением.
«СП»: Какие стипендии в таких заведениях? Как это соотносится со стоимостью жизни?
— Стипендии зависят от многих факторов. Конечно, стипендии должны быть увеличены, и над этим работают. Если зарплата машиниста локомотива останется в пределах 92,8 тыс рублей, люди перейдут на другие виды работы на транспорте. Водители автобусов также могут заработать 92 000. Но уровень ответственности и безопасности там ниже. Итак, как всегда, все упирается в финансы.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты.