Прогнозы по ключевой ставке, представленные в документе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», рисуют сложную картину. В этих условиях критически важно правильно распределять финансовые ресурсы, поддерживая приоритетные сектора экономики. Жёсткая денежно-кредитная политика (ДКП) должна не тормозить, а стимулировать их развитие, перенаправляя дефицитные ресурсы, включая трудовые, из менее значимых отраслей.
1. Какие отрасли должны быть в приоритете?
С научной и стратегической точки зрения, ключевыми приоритетами сегодня являются гособоронзаказ и высокотехнологичное импортозамещение. К ним можно добавить инвестиции в производительность труда, но с оговоркой: сначала нужно решить насущные задачи, а уже потом строить долгосрочные планы.
С поддержкой оборонного заказа ситуация, судя по всему, более-менее стабильна, несмотря на отдельные точечные проблемы. А вот с высокотехнологичным импортозамещением дела обстоят гораздо хуже — государственная поддержка здесь явно недостаточна.
2. Парадокс поддержки: строительство против промышленности
Основная проблема, на наш взгляд, заключается в том, что к числу приоритетных отраслей фактически приравняли жилищное строительство. Львиная доля государственной поддержки уходит именно туда — в виде субсидий банкам по программам льготной ипотеки. Это создаёт странную и дисбалансированную ситуацию.
Данные из «Основных направлений денежно-кредитной политики» наглядно это демонстрируют. Если посмотреть на структуру портфеля льготных кредитов, то видно, что объёмы поддержки для малого и среднего бизнеса, АПК и «прочих корпоративных кредитов» (куда входит и импортозамещение) относительно невелики и суммарно составляют около 5 трлн рублей.
В то же время задолженность по ипотеке с господдержкой непрерывно растёт и по состоянию на середину 2024 года почти вдвое превышает совокупный объём всех прочих программ льготного кредитования. На поддержку только этого сектора в текущем году из федерального бюджета уйдёт около 1.1 трлн рублей, а в следующем — не менее триллиона.
3. Скрытые издержки льготной ипотеки
Прямые бюджетные расходы — лишь верхушка айсберга. Существуют и косвенные издержки. Во-первых, это дополнительные процентные расходы бюджета из-за необходимости занимать деньги по более высокой ставке. Во-вторых, сама необходимость поддерживать высокие ключевые ставки для сдерживания инфляции во многом порождена масштабными программами льготного кредитования.
Дело в том, что ЦБ, борясь с инфляцией, стремится охладить общий объём кредитования. Однако льготные кредиты со субсидируемой ставкой практически не реагируют на повышение ключевой ставки (КС). На середину 2024 года на их долю приходилось около 16% всего банковского кредитного портфеля нефинансовым организациям, причём две трети из этого — именно ипотека. Чтобы сдержать инфляцию, регулятор вынужден поднимать ставку для всех остальных заёмщиков ещё выше.
4. Альтернативная реальность: что, если бы не было льготной ипотеки?
Давайте представим, что программ господдержки ипотеки не существовало бы вовсе. В этом случае доля сегмента льготных кредитов в экономике была бы существенно ниже — порядка 5%. Это позволило бы Центробанку эффективнее бороться с инфляцией при более низкой ключевой ставке, например, на уровне 12–13%.
Обратите внимание: МСБ начнут кредитовать по ставке не более 6%.
Освободившиеся ресурсы можно было бы перенаправить на действительно стратегические цели. Например, втрое увеличить финансирование высокотехнологичного импортозамещения. Даже при таком росте поддержки доля льготного кредитования в экономике составила бы лишь 7–8%, что всё равно вдвое меньше нынешнего показателя, а ключевая ставка могла бы быть на уровне 15–16%.
Показательна в этом контексте ремарка зампреда ЦБ Алексея Заботкина. Отвечая на вопрос о борьбе с инфляцией, он провёл параллель с политикой Пола Волкера в США в 1980-х. Тогда для победы над инфляцией хватило подъёма ставки до 20%. В России же, по его словам, придётся идти дальше именно из-за колоссальных объёмов льготного кредитования, которых в Америке не было.
5. Истинная цена «ипотечной авантюры»
Таким образом, высокая инфляция и необходимость жёсткой ДКП — это цена, которую общество платит за многолетнюю политику льготной ипотеки. Цена эта измеряется не только прямыми триллионами рублей из бюджета, но и дополнительными процентными расходами по всему государственному долгу, который теперь размещается под более высокий процент.
К финансовым издержкам добавляются и структурные проблемы экономики:
- Пузырь на рынке недвижимости: Жильё, построенное с господдержкой, стало ещё менее доступным, чем до введения этих программ.
- Перекос в развитии регионов: Стимулируется переток населения в Москву и миллионники, что ведёт к деградации других территорий.
- Усугубление дефицита кадров: Строительная отрасль, разросшаяся на господдержке, перетягивает на себя稀缺ные трудовые ресурсы, особенно рабочих специальностей, которых и так не хватает для создания новых импортозамещающих производств.
6. Кто в итоге платит по счетам?
Важно понимать, что за всё это платят не абстрактные деньги, а конкретные налогоплательщики. Как показал аудит Счётной палаты, в России насчитывается почти 115 тысяч получателей множественных льготных ипотечных кредитов, а рекордсмен оформил на себя 26 таких займов.
Выгоду, полученную этими гражданами, оплачиваем мы с вами сегодня, а расплачиваться по этим долгам ещё много лет будут наши дети. Этот факт необходимо чётко осознавать, оценивая реальную стоимость политики «доступного жилья».
Публикуется в сокращении; полный текст — в теме «Свободной Прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Получатели льготных кредитов на покупку жилья уже залезли в карманы наших детей.