Bloomberg со ссылкой на свои расчеты пишет, что экспорт нефти из России морским транспортом упал до двухмесячного минимума и столкнулся с самым сильным падением с июля до 1 миллиона баррелей в день из-за сокращения закупок из Индии. В результате предложение упало с 33 000 баррелей в сутки до 3,1 миллиона баррелей в сутки в течение недели с 17 по 24 ноября по сравнению с 3,4 миллиона баррелей в сутки примерно месяц назад.
В начале ноября министр нефти и природного газа Индии Шри Хардип Сингх Пури подчеркнул, что, если Индия не будет покупать российскую нефть, мировые цены на нефть вырастут до 200 долларов США за баррель. Он пообещал, что страна продолжит закупать ресурсы у стран, предлагающих лучшие цены.
Вопрос расчета экспорта российских энергоносителей всегда вызывает много дискуссий. SP попросил аналитиков объяснить, как агентство Bloomberg правильно опубликовало данные о запасах российской нефти.
-- В прошлом году агентство Bloomberg говорило о сокращении поставок нефти в России во время сезонного падения спроса, и теперь это происходит снова.
Нефть – сезонный товар. В теплое время года его потребление больше, чем в холодное. Большая часть нефти используется для производства топлива, а половина нефти используется для производства автомобильного топлива.
Потребление нефти чаще наблюдается в летние месяцы северного полушария, когда люди более активно путешествуют - на самолете, личном автомобиле, корабле.
Лишь в нескольких странах на нефть приходится большая доля производства электроэнергии и еще меньшая доля на отопление. — рассказал Александр Титов, ведущий специалист в области анализа нефти и нефтепродуктов Института энергетики и финансов.
— Есть еще один фактор — закупки нефти могут сократиться из-за ремонта на индийских НПЗ. Производственные мощности страны уступают российским, но Индии все равно необходимо регулярно проводить профилактическое обслуживание таких объектов.
Индия также является экспортером нефтепродуктов. Потребление нефти в Индии частично синхронизировано с потреблением нефтепродуктов крупными покупателями, например, в Европейском Союзе, а Индия в последнее время увеличила экспорт, включая моторное топливо. Если спрос там снизится, то завод может быть остановлен на ремонт.
Примечательно, что в статье Bloomberg не указано, что поставки поступали из Ирака и Саудовской Аравии.
Я подозреваю, что если бы они приложили график, проницательные читатели могли бы заметить, что поставки в Индию от этих двух поставщиков также снизились в последние недели.
«СП»: На неделе с 27 октября по 3 ноября «Неизвестная Азия» и «Другие неизвестные» внезапно появились среди российских покупателей нефти в графике Bloomberg. По состоянию на неделю с 17 по 24 ноября импорт нефти этих стран из России увеличился до 400 тысяч баррелей в сутки что это значит?
— Время от времени мы видим появление неизвестных поставщиков. Учитывая, что многие вопросы, связанные с поставками исключительно в Индию, в том числе попытки заблокировать поставки с отдельных российских месторождений посредством санкций в отношении отдельных танкеров, хорошо освещаются в СМИ, можно предположить, что некоторые объемы могут достаться хорошо скрываемым покупателям, и тогда любая страна, включая Индию.
Если посмотреть на импорт российской нефти год назад, то за неделю с 19 по 26 ноября 2023 года он составил 1,3 млн баррелей в сутки, что, как выяснилось, равно текущему совокупному импорту в 1 млн баррелей в сутки. Из них 300 000 баррелей в день утекали в Индию и «неизвестным азиатским» покупателям.
Обратите внимание: Чем грозит падение курса рубля населению?.
Даже согласно тем же расчетам Bloomberg, общий объем морского экспорта по состоянию на последнюю неделю ноября упал всего на 100 000 баррелей в день."СП": Графики Bloomberg показывают, что морские поставки нефти из России в Китай в последние месяцы колебались между 1,1 и 1,3 млн баррелей в сутки. Почему они более стабильны, чем экспорт в Индию?
— России легче поставлять нефть в Китай, потому что физически и юридически сложнее предотвратить такой экспорт. Например, Китай даже покупает нефть у Ирана, находящегося под санкциями, либо напрямую, либо через посредников. Свою роль играют и некоторые крупные фестивали, во время которых китайцы начинают активнее путешествовать на разных видах транспорта, даже в период низкого сезонного спроса, например, во время Лунного Нового года.
Дискуссию на тему продолжил Вячеслав Мищенко, руководитель Центра стратегического и технического анализа развития ТЭК.
— Нефть не всегда поставляется от производителей потребителям. Тем не менее, нефтетрейдеры должны сыграть свою роль: они покупают нефть, заливают ее в танкеры, транспортируют, продают, страхуют и финансируют движение. Это сложный процесс, поэтому в каждой статистике скрыто множество нюансов.
Данные, публикуемые западными источниками, весьма краткосрочны. Если мы оцениваем экспорт на еженедельной основе и есть некоторые колебания, это может быть связано с рядом факторов.
Например, поставки нефти и исполнение контрактов могут ускориться или замедлиться из-за неравномерности исполнения. Многое также зависит от стоимости нефти. В некоторых случаях Индия также может получить необходимое количество нефти из других источников.
Эта динамика предполагает, что поставки российской нефти в этом сценарии будут меньшими, но это не имеет никакого смысла с еженедельной или ежемесячной точки зрения. Необходимо проанализировать квартальные или годовые результаты.
Краткосрочный анализ позволяет западным информационным агентствам предоставлять информацию, интересующую преимущественно финансовых участников, использующих деривативы (производные финансовые инструменты – «ДЕ») в качестве инструментов инвестирования или инвестирования на фондовых биржах.
Учитывая конфликт между Россией и Западом, западные информационные платформы готовы воспринимать любую тему, связанную с экспортом российского сырья, и строить новостные материалы вокруг этих тем. Для самого нефтяного рынка эта информация ничего не изменит.
Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизтоплива — тема «Свободной прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: С чем связано резкое падение морского экспорта сырья через порты Индии.