Украина планирует экспорт водорода в Европу: амбиции и реальные препятствия

Украина изучает возможность превращения своей газотранспортной системы в канал для экспорта водорода в европейские страны. Об этом в интервью австрийскому изданию Curier заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.

1. Европейский спрос и украинские амбиции

Чиновник сослался на водородную стратегию ЕС, которая предполагает импорт более 10 миллионов тонн водорода в год к 2030 году. По его оценкам, Украина потенциально способна производить от 3,5 до 5 миллионов тонн. Ключевой вопрос, который сейчас решается, — адаптация существующих газопроводов для транспортировки этого нового энергоносителя.

Галущенко также предложил использовать для производства «зеленого» водорода (получаемого с помощью возобновляемых источников энергии) земли, которые стали непригодными для сельского хозяйства из-за боевых действий.

2. Контекст энергетической стратегии

Это предложение — часть более широкой энергетической стратегии Украины до 2050 года, представленной в июне на конференции в Лондоне. Её цель — помочь Европе избавиться от зависимости от российского топлива за счёт экологически чистой энергии. Реализация этой стратегии, по оценкам министра, потребует 383 миллиарда долларов инвестиций, из которых 72 миллиарда должны быть направлены на развитие водородных технологий.

Президент Украины Владимир Зеленский неоднократно заявлял, что страна может стать одним из главных поставщиков чистого водорода в ЕС. В Водородный альянс ЕС уже вступили более 20 украинских компаний, включая энергетического гиганта «Энергоатом» и оператора газотранспортной системы.

3. Неясности с газотранспортом и противоречивые сигналы

Однако ситуация с транспортной инфраструктурой остаётся запутанной. Срок действия транзитного контракта на поставку российского газа через Украину истекает в конце 2024 года, и «Нафтогаз» отказался от его продления. При этом премьер-министр Денис Шмигаль в марте заявил, что транзит может быть возобновлён, если об этом попросят европейские страны, но прямых переговоров с Москвой Киев вести не намерен.

Галущенко же утверждает, что европейские компании не резервируют мощности украинских газопроводов для российского топлива, и Украина не планирует продлевать соглашение. Ранее еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявляла, что ЕС намерен отказаться от украинского газотранзита с 2025 года, но продолжит использовать украинские подземные хранилища газа для европейских запасов.

4. Экспертная оценка: амбиции vs реальность

Российские эксперты скептически оценивают украинские планы. Станислав Митрахович, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, называет заявление министра попыткой «разжечь хайп» и создать видимость участия Украины в глобальной водородной повестке.

Он указывает на фундаментальные проблемы:

  • Производство: Для рентабельного производства водорода нужны огромные объёмы дешёвой энергии (от АЭС или ВИЭ) и работающие электролизеры. В условиях разрушенной инфраструктуры и продолжающихся боевых действий это маловероятно.
  • Транспортировка: Существующие газопроводы в целом не пригодны для безопасной транспортировки водорода на большие расстояния. Водород вызывает хрупкость металла, требуются специальные трубы и компрессоры, а их модернизация — колоссальные инвестиции. Мировые практики пока ограничены перевозкой в цистернах на короткие расстояния.

5. Водородная гонка и перспективы

Несмотря на скепсис, тема водородной энергетики остаётся крайне перспективной. Водород содержит почти в три раза больше энергии, чем ископаемое топливо, не выделяет CO₂ при сжигании и может служить эффективным накопителем энергии.

Россия также разработала концепцию развития водородной энергетики, планируя начать экспорт, однако и эти планы пока далеки от реализации.

Таким образом, амбициозные заявления украинских властей о лидерстве в экспорте водорода пока выглядят скорее декларацией о намерениях. Их реализация упирается в необходимость прекращения конфликта, масштабного восстановления энергетики, привлечения сотен миллиардов долларов инвестиций и решения сложнейших технологических задач по транспортировке.

Обратите внимание: Нововведения в налоговом законодательстве 2021г. Что нового ждет бухгалтера с 1 января?.

Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизельного топлива — в «Темах свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Киев готовится стать лидером по экспорту в Европу нового вида энергии.