Русский вагоностроительный завод столкнулся с парадоксальной ситуацией: более двух тысяч готовых грузовых вагонов не могут начать работу, поскольку РЖД отказывается их принимать и ставить на рельсы. Производители оказались в тупике: новые составы негде хранить, а процедура их регистрации и ввода в эксплуатацию заблокирована.
1. Проблема хранения и бюрократические барьеры
Предприятия вынуждены идти на крайние меры, вплоть до разборки новой техники, так как площади для её хранения ограничены. Ключевая проблема заключается в процедуре получения бортового номера. Для этого вагон должен быть доставлен на специальную заправочную станцию, но РЖД, ссылаясь на перегруженность инфраструктуры, отказывается предоставлять такую возможность. Раньше эта операция была формальностью, но сейчас она превратилась в непреодолимое препятствие на несколько месяцев.
2. Конфликт интересов и наследие прошлых реформ
В то время как производители и покупатели вагонов бьют тревогу, в РЖД называют ситуацию пиар-шумом и перекладывают ответственность на самих производителей. Экономист Василий Колташов видит корень проблемы в наследии прежней системы, где во главу угла ставилась прибыль, а не развитие транспортной системы страны. Железные дороги — это кровеносная система экономики, но их пропускная способность не успевает за ростом объёмов перевозок, особенно после увеличения товарооборота с Китаем.
3. Дисбаланс между вагонами и путями
Фундаментальное противоречие заключается в том, что производство подвижного состава активно растёт, а железнодорожная инфраструктура (пути, станции) модернизируется недостаточными темпами. С 2022 года дороги хронически перегружены. Для решения проблемы необходима масштабная стройка, например, вторая ветка БАМа или Транссиба, но такие проекты пока не реализованы. В результате новые вагоны, которые остро нужны для перевозки растущих грузопотоков, простаивают без дела.
4. Кто виноват и что делать?
Существует мнение, что перевозчикам и РЖД невыгодно сокращение парка, так как они зарабатывают на перемещении порожних вагонов и сопутствующих штрафах. Нынешний кризис — прямое следствие незавершённой реформы МПС, которая привела к разбалансировке системы. Разделение функций между владельцем инфраструктуры (РЖД) и частными операторами создало конфликт интересов. Эксперты считают, что для выхода из тупика нужна не цифровизация учёта (которая лишь полумера), а контрреформа, которая восстановит баланс и даст импульс для строительства новых линий, возможно, даже с привлечением ЦБ в качестве инвестора.
Парадокс усугубляется тем, что в условиях санкций и гибридной войны наращивание резервного парка было бы логичным, но система к этому не готова. В итоге рынок захлёстывают споры о методиках расчёта «лишних» вагонов, а тысячи единиц новой техники, включая цистерны для нефти и газа, продолжают пылиться в тупиках, в то время как некоторые перевозчики жалуются на их нехватку.
Обратите внимание: Неожиданно - "Российские леса поглощают значительно больше углерода, чем сообщалось ранее".
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Неожиданно выяснилось, что подвижного состава у нас — перебор.