Никита Масленников: Через пару лет на фоне дефицита кадров возникнет вопрос о повышении материального содержания госслужащих

Эксперты РАН и Плехановского университета предлагают изменить систему материального стимулирования российских чиновников по аналогии с существующей системой в Сингапуре.

В своей статье они согласились с концепцией повышения уровня зарплат госслужащих, привлечения талантов и выплаты зарплат в соответствии с социально-экономическим развитием.

В рамках этой концепции премии местных чиновников должны состоять из двух частей: индивидуальных результатов труда и коллективных результатов труда.

Однако некоторые другие учёные не согласны с таким подходом. Владимир Климанов, директор Центра региональной политики РАНХиГС, подчеркнул, что невозможно дать идеальную оценку работе губернаторов и распределению бонусов региональным чиновникам, поскольку все темы разные и не все зависит от усилий на местах.

SP поговорил с экспертами, чтобы выяснить, насколько вероятно внедрение опыта Сингапура в работу российской бюрократии.

Никита Масленников, экономист, главный эксперт Центра политических технологий, отметил, что изучение опыта островных стран имеет смысл и побуждает чиновников задуматься над ним, но напрямую сравнивать две страны невозможно.

— Сингапур можно сравнивать только с одним субъектом — с Россией. Их система, при которой деньги перераспределяются между чиновниками из единого фонда, эффективна, но распространять ее непосредственно на всю Россию не очень разумно, поскольку у нас уже есть своя система материального стимулирования народа.

Есть еще один момент, который необходимо доработать, но сначала лучше посмотреть на опыт России, а потом предлагать поучиться у Сингапура. Наша собственная система еще не полностью введена в эксплуатацию, у нас есть много различных резервов в этом направлении.

«СП»: Что нужно изменить в бюрократии?

——В принципе необходимо провести кадровое обновление государственного аппарата. В этом плане я возлагаю определенные надежды на шоу «Час героев». Ее участники показали себя, у них другое чувство ответственности и сопричастности.

Первый этап был реализован относительно гладко. С момента запуска дополнительного набора на отбор записались более 20 000 человек (всего 65 000 человек.).

Второе — повышение уровня профессионального образования, и мы делаем упор на внедрение цифровых технологий в государственное управление.

Правительство премьер-министра Михаила Мишустина многое в этом плане сделало. Человеческие ресурсы должны соответствовать техническим требованиям. Ведь не каждый сейчас может работать с такими элементами, как искусственный интеллект.

В этом смысле опыт московского МФЦ стоит перенять. Тем не менее, после внедрения файлы стали обрабатываться быстрее. Система вознаграждения МФЦ за личные достижения также достаточно эффективна.

Мы заложили основу для масштабной реформы управления и государственных институтов. Сингапурские принципы личной мотивации могут быть применены в рамках пилотного проекта отдельного города, но это, конечно, на усмотрение руководящего органа субъекта.

С.П.: Зарплаты российских чиновников в целом справедливы?

- Трудно сказать. Мне кажется, что через несколько лет встанет вопрос об увеличении материального содержания управленческого аппарата, так как, конечно, это ведомство начинает отставать, учитывая нехватку кадров. Чиновникам грозит переход на сторону частных компаний.

Обратите внимание: Борьба госудаственников с либералами за ФГУПы.

Кроме того, по-прежнему существует много соблазнов войти в сферу самозанятости в качестве индивидуального предпринимателя в небольшой компании, особенно для менеджеров низшего или даже среднего звена.

«СП»: Имеет ли смысл повышать вознаграждение руководителей?

——Их материальное обеспечение уже находится на хорошем уровне. Должно быть общее выравнивание заработной платы без разрывов и индивидуальное стимулирование тех, кто хорошо работает. К 2030 году нехватка рабочей силы останется острой. Еще летом в Минтруде заявили, что российской экономике не хватает 2,4 миллиона рабочих. Декабрьский пересчет показал, что число рабочих достигло 3,1 миллиона. Риск ухода всегда высок, особенно в таких ситуациях. Молодые специалисты государственной службы.

«СП»: Нельзя ли этого добиться за счет расширения занятости безработных?

- Можно, но это не решает проблему. Официально у нас уровень безработицы составляет всего 2,3%.

Политолог, кандидат экономических наук Никита Кричевский согласен, что Сингапур с пятимиллионным населением и меньшей площадью, чем Москва (735 квадратных километров против 2511 квадратных километров), не может конкурировать с 22-тысячным городом по сравнению с Россией.

- Они видят в Сингапуре образцовую страну - Без всякой видимой причины они решили позаимствовать чужой опыт и перенести его в Россию. В Сингапуре нет даже собственной питьевой воды и песка. Все свои ресурсы он получал извне – привозил продовольствие и строительные материалы. Нельзя сравнивать, есть разные менталитеты, разные страны, климат, исторические цели.

Поэтому это просто хайп, в том числе и потому, что зарплаты чиновникам были утверждены в бюджете на 2025 год и плановом периоде 2026-2027 годов. Но было бы неправильно говорить о реформе системы стимулирования через три недели после того, как бюджет на январь 2025 года уже принят и вступит в силу.

"СП": Необходимо ли реформировать бюрократическую систему оплаты труда в России?

- Без сомнения. Позорно, что с офицеров берут гроши, это, несомненно, приведет к вытеснению квалифицированных кадров из государственной и муниципальной системы. Это действительно происходит.

Например, в МВД наблюдается острый кадровый дефицит (в конце ноября официальный представитель ведомства Ирина Волк заявляла, что нехватка кадров составила 173,8 тыс человек, что составляет 18,8% штатного расписания - "СП"). Заработная плата сотрудников полиции не должна быть ниже средней или медианной зарплаты по региону.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Никита Масленников: Через пару лет на фоне дефицита кадров возникнет вопрос о повышении материального содержания госслужащих.