Возвращение иностранных компаний в Россию: стратегический подход вместо тотального открытия

Правительство России займется индивидуальным рассмотрением каждого случая возможного возвращения иностранных компаний, которые покинули рынок после февраля 2022 года. Об этом заявил первый вице-премьер Денис Мантуров, подчеркнув, что сотрудничество будет развиваться только с теми, с кем это выгодно для страны. Это заявление прозвучало на фоне активизировавшихся в последние недели дискуссий о вероятном возвращении западного бизнеса.

1. Дифференцированный подход к "блудным" брендам

Экономист Андрей Бунич в беседе с изданием поддержал позицию властей о необходимости индивидуального подхода. Он отметил, что поведение уходивших компаний было неоднородным. Часть из них не желала уходить и сохранила деловые связи, некоторые уходили формально, чтобы сохранить потенциал для будущего возвращения. Другие были вынуждены покинуть рынок под давлением своих правительств, чтобы избежать проблем в других странах.

Многие использовали различные схемы для продолжения работы: переписывали бизнес на российских партнеров, налаживали поставки через третьи страны. Правительство обладает информацией об этих схемах и будет ее учитывать. Приоритет будет отдан тем, кто заранее позаботился о возможности вернуться, например, договорившись о выкупе бизнеса у временных владельцев. Компании, которые много зарабатывали в России, часто уходили тихо, не желая терять перспективный рынок.

Особое отношение будет к тем, кто использовал свой уход в политических целях, раздувая шумиху. Как правило, это были фирмы, не добившиеся успеха на российском рынке, и они пытались выслужиться перед своими странами. Такой бизнес, по мнению эксперта, пускать назад не стоит.

2. Выстраивание нового экономического порядка

Возвращение компаний, которые не выступали против России, само по себе не является проблемой. Ключевой вопрос — в условиях их возвращения. Необходимо выстроить общий механизм, который позволит допускать на рынок только проверенные в сложной ситуации компании и анализировать целесообразность их присутствия в конкретном секторе. Если в отрасли уже успешно работают российские предприятия, дополнительная иностранная конкуренция может им навредить.

Уход зарубежных компаний предоставил правительству уникальные данные для стратегического анализа. За три года стало очевидно, в каких отраслях действительно необходимы иностранные технологии (сложные для разработки или требующие длительного времени), а где страна может обойтись своими силами. Это беспрецедентное «исследование рынка», которое невозможно было бы провести в обычных условиях.

Теперь Россия находится в позиции силы и может выбирать среди зарубежных компаний. Эту возможность нельзя упускать, как это случилось 30 лет назад, когда иностранному бизнесу позволили захватить ключевые позиции на крайне выгодных условиях, не получив многого взамен. Например, специальное законодательство начала 2000-х давало правообладателям брендов контроль над ввозом товаров через таможню — практика, не имеющая аналогов в мире.

3. Принципы новой аккредитации и защиты интересов

Возвращающиеся иностранные фирмы должны проходить аккредитацию, основанную на оценке их прошлого поведения и потенциальной пользы для экономики. Они должны быть заинтересованы в сохранении этого статуса. На основе анализа последних лет не следует создавать льготные условия для иностранцев в тех отраслях, где у России нет проблем с замещением.

Важно защищать не только отечественные компании, занявшие освободившиеся ниши, но и тех иностранных инвесторов, которые остались в России и продолжали работу в сложный период.

Есть сферы, где приход иностранных компаний стоит поощрять, особенно в высокотехнологичных областях. Решением могло бы стать привлечение бизнеса из стран, испытывающих трудности, например, из Германии (проблемы в промышленности) или Нидерландов (давление на сельское хозяйство). Используя относительно дешевые российские энергоресурсы, такой бизнес может перенести производства и специалистов в Россию, способствуя росту производительности труда. Импортозамещение не означает полного запрета на иностранный капитал; иногда именно зарубежные компании могут эффективно осуществить его на российской земле.

4. Риски и приоритеты суверенного развития

Главный риск — пойти по пути наименьшего сопротивления и подписывать любые соглашения с возвращающимися компаниями. Необходимо четко отстаивать государственные интересы, обеспечивая трансформацию экономики, и не отступать от целей, декларировавшихся последние три года.

Важно оценивать, не помешает ли возвращение крупного иностранного игрока развитию российских малых и средних предприятий, которые часто более гибки и инновационны. Например, в секторе одежды после ухода западных брендов рынок был быстро заполнен новыми игроками без ущерба для потребителей. Создавать особые условия для возвращения в такие отрасли нет необходимости.

Напротив, стимулировать стоит инвестиции в машиностроение и высокие технологии, где требуется серьезная технологическая база.

5. Альтернативный взгляд: курс на полный суверенитет

Председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор Валентин Катасонов придерживается более жесткой позиции. Он считает, что покинувшие рынок компании ни в коем случае нельзя пускать назад. В противном случае экономика России снова станет заложницей геополитических изменений, которые в современном мире происходят постоянно.

Даже если часть санкций будет отменена, это не должно влиять на решение. Сегодня санкции сняли, а завтра могут ввести снова. Допуск компаний на таких условиях становится элементом внешнего управления. Основополагающим должен быть принцип построения суверенной экономики.

Суверенитет, по мнению Катасонова, начинается с собственного производства, например, со станочного парка. В 2024 году в России было произведено всего несколько тысяч станков, что крайне мало для независимой индустрии. Для контроля за достижением целей и понимания реальных потребностей в товарах и оборудовании необходимо государственное планирование, которое до сих пор не стало основой экономической политики.

Обратите внимание: Экономика и экология Грузии.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Суверенная экономика — вот чего мы должны добиваться, а не отмены санкций.