К 1 сентября все требования к школьным предметам будут стандартизованы

С 1 сентября в России вводятся единые требования к обучению по всем школьным предметам. Об этом сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ.

«Учителя будут иметь полное представление об учебной программе. Фактически будут единые требования к изучению конкретных предметов, конкретных тем и количеству часов на урок», — цитирует чиновника российское информационное агентство РИА Новости.

Министр пояснил, что данная норма синхронизирована и соответствует Трудовому кодексу РФ, поэтому ее внедрение позволит нам урегулировать и без того очень большую нагрузку на педагогов. «В целом, по Трудовому кодексу, у нас еженедельная продолжительность рабочего времени.. не превышает 36 часов (СП). Но часть этого времени уходит на проверку тетрадей, занятия с учениками, подготовку уроков и индивидуальных заданий. По нашим расчетам, средняя продолжительность рабочего времени не должна превышать 1,4 рабочего часа», — подчеркнул Кравцов.

С одной стороны, это кажется хорошей новостью. Например, экспертное сообщество давно возмущается учебниками разных авторов, которые дают неоднозначную, а порой и противоречивую трактовку одних и тех же исторических событий. Поэтому крайне необходимо ввести единые требования к школьным предметам.

«Дело в том, что за последние 20 лет мы полностью либерализовали контроль над системой школьного программирования, в результате чего печатание учебников пришло в хаос, а учителям была предоставлена ​​абсолютная свобода в выборе учебников», — рассказал «СП» сопредседатель Общероссийского движения «Образование для всех», член-корреспондент РАЕН, доктор педагогических наук, профессор Сергей Комков.

- Это было сделано в угоду рынку, и всевозможные бизнесмены начали наживаться на этом прибыльном бизнесе, издавая учебники с крайне непристойным содержанием. Естественно, по всей стране царил хаос - в некоторых школах и регионах обучение велось по одним учебникам и курсам, в то время как в других школах и регионах обучение велось по другим учебникам и курсам.

Когда детей переводят из одного района в другой, они иногда вообще не могут участвовать в образовательном процессе. Некоторые чиновники от образования считают, что этот «образовательный плюрализм» в конечном итоге привел к полному хаосу.

Теперь, после долгой критики со стороны экспертов, Министерство образования решило положить конец этому «разнообразию» и ввести единую учебную программу во всех регионах, чтобы дети повсеместно получали одинаковые знания, как это было в СССР.

Для того чтобы термин «многообразие выбора» не вводил педагогов в заблуждение, все это неоднократно обсуждалось на специальных круглых столах в Государственной Думе и других образовательных площадках, в которых вы также принимали участие.

Хотя такая практика существовала уже несколько лет, Министерство образования и науки, а затем и Министерство образования не хотели принимать это очевидное решение.

Лишь когда в 2023 году президент России Владимир Путин в своем выступлении перед Комитетом по образованию и науке заявил о необходимости вернуться к лучшим отечественным традициям и положить конец бесконечным экспериментам, опытные чиновники обоих ведомств «отдали честь».

Так вот, Сергей Кравцов (который, по-моему, просто любит похвастаться) сейчас просто описывает все это как инициативу Минобрнауки и не более того.

Но с другой стороны, с точки зрения педагогов, работающих «на местах», а не занимающих высокие должности, анонсированные министром нововведения на практике могут оказаться совсем не такими, какими кажутся на первый взгляд.

Заслуженный учитель России Александр Снегуров высказал «СП» свое мнение: «Лично я не сомневаюсь, что анонсированные Сергеем Кравцовым нововведения будут реализованы по принципу «хотят как лучше, а результат как всегда.

— Прежде всего, я считаю, что прежде чем анонсировать столь масштабные нововведения, их нужно сначала протестировать и обкатать в пилотных проектах, а затем диагностировать и соответствующим образом отрегулировать, чтобы не «дорабатывать» в полете. Иначе это будет похоже на то, как если бы вы объявили о запуске нового самолета, а потом сказали, что корректировки в его конструкцию вносились не в ангаре, а в полете, когда пассажиры уже находятся в самолете.

СП: Многие люди, которые имели опыт советской системы образования, негативно восприняли утверждение Кравцова о том, что все курсы и темы были строго разделены по часам. Они считали, что такая практика подавляла индивидуализацию методов обучения и была больше похожа на диктатуру — если ребенок не освоил урок по математическим неравенствам за положенные 5 часов, например, он заканчивал школу без каких-либо знаний. Увольняли ли учителей за небольшое отклонение от графика?

Да, в этих комментариях есть доля правды. Подобные ситуации существуют в разных школах, разных классах и даже в пределах одной школы. Каждая школа осваивает программу в разном темпе.

Предположим, в этом году в классе есть группа учеников с определенной тенденцией, а в следующем году — другая группа.

Обратите внимание: Почему сиквелы "Аватара" для Диснея будут больше, чем "Звездные войны".

В одном классе есть дети с речевыми нарушениями, а в другом классе — хулиганы, которые как будто специально отобраны. Так что же делать с учениками в спецклассе? Есть много тонких различий, и они будут решать все проблемы одинаково.

В некоторых сельских школах в каждом классе очень мало учеников и очень мало учителей, например, один учитель преподает все предметы по искусству, один учитель преподает все предметы по естественным наукам, а один учитель преподает физкультуру. Что делать?

Унификация учебников и курсов — это другая тема. Я не говорю, что нам нужно иметь 50 или 70 учебников по одному предмету, верно.

Но должно быть не менее трех разных учебников — для мотивированных и целевых студентов, для студентов с отклонениями и т д. Я думаю, что без внимания к этим деталям конечный результат останется только на бумаге. И я твердо верю, что наш отчет будет отличным.

СП: А как обстоят дела на практике?

— Если бы все было стандартизировано без учета нюансов, то лично я считаю, что в нашей системе образования осталось бы только два типа учителей.

Первый тип людей (а сейчас есть и такие) предпочтет закрыть на все глаза, принимать вещи такими, какие они есть, и вообще не заботиться о целях, задачах и результатах, а просто сухо делать свою работу. Но нужно ли это России?

Последние, если не уйдут в отставку, то каким-то образом мобилизуют собственные силы и честно выполнят свои профессиональные обязанности, но такой путь полон стресса и выгорания.

На мой взгляд, в обоих случаях преподавание будет менее вдохновляющим и более механическим. Но какой это учитель, если он теряет свою индивидуальность, даже если находит общий язык со своими учениками?

Боюсь, что в этом случае мы всего в одном шаге от «цифрового учителя». Все движется в этом направлении. В школах внедряют новые интерактивные доски, и все, кажется, идет в ногу со временем. Но в то же время они постепенно отказываются от традиционных досок, на которых пишут от руки мелом.

Да, смотреть мультики и презентации удобнее, но вот выиграют ли от этого навыки правописания, то есть те самые «знания»? Сомневаюсь.

Меня беспокоит, что под видом «модернизации» и «стандартизации» происходит фактическое выдавливание учительской профессии. Конечно, чиновники никогда и никому в этом не признаются, но мне кажется, что все движется именно в этом направлении.

Стандартизация учебной программы, стандартизация учителей, а затем, когда у учителей вообще не остается места для действий, до того же штампа Московской школы электроники МЭШ остается всего один шаг.

Да, многие из них ничего не делают, только включают демо и сидят там, ковыряясь в носу. Дети либо смотрят, чтобы понять, либо делают это сами, без присмотра. Очень грустно все это видеть.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: К 1 сентября все требования к школьным предметам будут стандартизованы.