
Институт «Моспроект-3» из Москвы выставил на торги два крупных контракта. Их цель — найти подрядчика, который выполнит масштабные строительно-монтажные работы на заброшенных участках челябинского метротрама, а точнее — на линии «Север — Юг». Подрядчику предстоит восстановить работоспособность старых горных выработок и привести в порядок конструктивные элементы.
1. Что именно нужно ремонтировать?
Основной фронт работ сосредоточен вокруг станции «Торговый центр». Необходимо устранить серьезные повреждения в стволах и перегонных тоннелях на обоих путях. Специалисты, обследовавшие объект осенью 2025 года, обнаружили целый комплекс проблем: от протечек воды и мокрых пятен до выщелачивания в стыках, сколов, трещин и активной коррозии. В некоторых местах чугунная обделка, которая должна укреплять тоннель, и вовсе отсутствует. Начальная сумма двух контрактов составляет почти 300 миллионов рублей.
2. История повторяющихся тендеров
Это далеко не первые попытки отремонтировать данные участки. Все тот же «Моспроект-3» уже заключал контракты на аналогичные работы. Например, в августе был подписан договор на 50 миллионов рублей для устранения дефектов на других отрезках перегона, причем на тот аукцион подавалась всего одна заявка. Еще более масштабные торги проводились весной: тогда пытались найти исполнителей на работы общей стоимостью свыше 440 миллионов рублей, однако желающих участвовать не нашлось. Нынешние аукционы — это новая попытка привлечь подрядчика и наконец-то начать ремонт.
3. Метротрам как долгострой века
Строительство челябинского метротрама, гибрида подземки и наземного трамвая, стало символом долгостроя. Идея, зародившаяся еще в прошлом веке как альтернатива классическому метро, до сих пор не реализована. Проект переживает циклы: выделение финансирования, этап активных работ, затем заморозка и снова поиск средств. Несмотря на это, власти продолжают развивать концепцию, охватывающую шесть районов города.
Весной 2025 года была представлена обновленная схема, в основном затрагивающая линию «Восток-Запад». Основной этап строительства первой очереди («Север — Юг») стартовал год назад. Он включает создание двух подземных и трех наземных станций протяженностью более 9 километров. Финансирование обеспечивается за счет федерального инфраструктурного бюджетного кредита. Официальный план предполагает завершение строительства первой линии к 2026 году, а запуск движения — к началу 2027. На проект уже зарезервировано 15 миллиардов рублей, часть из которых пойдет на закупку современных трехсекционных трамваев.
4. Мнения экспертов и общественности
Общественник и бывший член рабочей группы Миндортранса Александр Агарков пояснил, что новые аукционы касаются участков, построенных еще для метрополитена и с тех пор находившихся в заброшенном состоянии. По его словам, ремонт необходим для предотвращения аварий, но открытым остается вопрос, хватит ли выделенного кредита или потребуются дополнительные средства из областного бюджета, что может еще больше отсрочить открытие.
Политолог Александр Подопригора относится к проекту скептически, называя происходящее вокруг стройки «опасными играми».
В то же время руководитель Уральского экономического союза Олег Витковский настроен оптимистично. Он отмечает, что, несмотря на все трудности, строительство продолжается, причем с привлечением передовых технологий, включая китайскую технику и компанию China Railway Construction Corporation (CRCC). Витковский надеется, что в Челябинске появится современный и востребованный метротрам, но подчеркивает важность жесткого контроля за расходованием бюджетных средств и необходимость развития сети beyond первой ветки.
5. Контекст: Челябинск vs Красноярск
Челябинск — не единственный город, реализующий подобный проект. В Красноярске также активно ведется строительство метротрама, причем с более амбициозными планами по расширению в спальные районы и сдачей первой очереди уже в 2026 году. Как отмечают эксперты, Челябинску сейчас важно наверстать упущенное и не отстать от коллег.
Завершить строительство первой ветки метротрама в Челябинске планируют в 2026 году, а запустить движение по ней — в начале 2027 года.
Тем временем в Красноярске тоже активно строят первую линию метротрама. Сдать ветку от улицы Шахтеров до Высотной должны уже в 2026 году. Причем власти обещают вскоре продлить ее наземными путями даже в спальные районы города.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал
Обратите внимание: 3 важных вопроса себе. Факты, о которых вы не знали..
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Объявлены конкурсы по устранению дефектов по прежнему строительству. Цена вопроса — почти 300 миллионов.