Пикториальная поэзия Николая Андреева: как Фотодом Каширина знакомит Рязань с забытым искусством

Директор Фотодома имени Е.Н. Каширина Виктория Филиппова проводит экскурсию по выставке. Фото Димитрия Соколова

1. Путешествие из Серпухова в Рязань: наследие мастера

В Рязани открылась выставка работ Николая Платоновича Андреева — выдающегося фотографа-пикториалиста начала XX века. Экспозиция, приехавшая из его родного Серпухова, предлагает зрителям погрузиться в особый мир «живописной фотографии».

2. Искусство, которое можно принять за брак

Для современного зрителя, привыкшего к цифровой четкости, работы Андреева могут показаться странными: мягкие контуры, отсутствие резкости, приглушенные тона. Однако это не технические недочеты, а сознательный художественный прием. Николай Андреев творил в 1920-е годы, когда пикториализм (от англ. pictorial — живописный) был ведущим направлением в фотографическом искусстве. Он рассматривал фотографию не как документальное свидетельство, а как продолжение живописи, стремясь создавать на фотобумаге настоящие картины.

Николай Платонович Андреев

3. Купеческий сын, ставший художником света

Андреев происходил из обеспеченной купеческой семьи, но торговое дело отца его не привлекало. Разносторонне одаренный — он занимался музыкой, живописью, танцами — молодой человек страстно увлекся фотографией. После размолвки с отцом он покинул дом, открыл собственное ателье в Серпухове и полностью посвятил себя искусству. Его излюбленными темами стали лирические пейзажи, портреты крестьян, сценки народной жизни.

Его талант быстро получил признание. С 1906 года он — член Русского фотографического общества, а в 1924-м становится научным сотрудником фотокабинета Российской академии художественных наук. Особенно ценили его работы на Западе, откуда постоянно приходили дипломы с международных выставок. Андреев входил в когорту самых известных довоенных советских фотографов.

Работа Николая Андреева «Пряха»

4. Техника, создающая иллюзию

Чтобы добиться сходства с живописными полотнами, пикториалисты шли на сознательное «искажение» реальности. Андреев использовал специальные мягкорисующие объективы, часто собственного изготовления, экспериментировал с химическими составами для обработки негативов и отпечатков. Результатом были изображения, наполненные воздухом, светом и особым настроением.

5. Ветер перемен: когда искусство стало «декадентским»

Расцвет творчества Андреева пришелся на время, когда в советском искусстве набирали силу новые, революционные веяния. На смену лиризму и созерцательности пришла эстетика пролетарской фотографии: острые ракурсы, жесткий фокус, динамичные формы. Мягкость и «вечные темы» пикториалистов стали объявлять пережитком буржуазного декаданса.

Многие коллеги Андреева попали под жернова репрессий. Его же, вероятно, спасло то, что он никогда не выезжал за границу и жил тихой жизнью в Серпухове, снимая пейзажи и крестьян. Состряпать дело о шпионаже на таком материале было сложно.

Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.

Работа «Окские дали»

6. Закат эпохи и возвращение наследия

К идеологическому давлению в 1930-е добавились проблемы со здоровьем (менингит) и бытовая неустроенность — родовой дом Андреевых превратили в коммуналку. Свой последний диплом с выставки в Амстердаме мастер получил в 1946 году, а через год умер в Серпухове.

Советская фотография ушла вперед, сфокусировавшись на фоторепортаже. Но сегодня мы вновь обращаемся к наследию пикториалистов. Их работы ценятся за душевность, человечность, попытку уловить не просто момент, а само течение жизни, ее эмоциональную атмосферу. В этой философской глубине они, возможно, ушли дальше иных репортеров, ставших «рабами предметности».

Читая в журнале «Советское фото» 1934 года фразу «Фотокор не застрахован от того, что и к нему в объектив не пролезет классовый враг», особенно остро чувствуешь потребность в тихой, лиричной поэзии андреевских снимков. Они позволяют остановиться, задуматься о быстротечности жизни и ее вечных ценностях.

7. Новая жизнь старого искусства

К счастью, наследие Николая Андреева не потеряно. Его работы хранятся в музеях, включая Третьяковскую галерею, а выставки путешествуют по стране. В Серпухове создан центр фотографической культуры в его доме. Интересно, что пикториализм снова входит в моду: современные фотографы, вооруженные цифровой техникой, сознательно используют эффекты мягкости и размытости, подражая старым мастерам. Каждая эпоха находит в их творчестве что-то свое.

Димитрий Соколов

Друзья! Уважаемые читатели «Рязанских ведомостей»! Присоединяйтесь к нашему каналу! Подписывайтесь, ставьте лайки!

Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/

Другие статьи Димитрия Соколова здесь.

#рязанские ведомости #рязань #новости мира #серпухов #фотодом #фотографы россии #советское фото #ссср #русское фотографическое общество #выставки

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Фотодом имени е.н. Каширина продолжает знакомить рязанцев с мастерами фотографического искусства России.