Фотодом имени е.н. Каширина продолжает знакомить рязанцев с мастерами фотографического искусства России

Экскурсию по выставке проводит директор Фотодома имени Е.Н. Каширина Виктория Филиппова. Фото Димитрия Соколова

Выставка пейзажей и портретов Николая Платоновича Андреева приехала к нам с его родины, из города Серпухова.

Для непосвященных зрителей она вдвойне интересна. Если ничего не знать о пикториальной фотографии, то можно застыть перед снимками в недоумении. Изображениям не хватает контраста, отсутствует резкость. И только эстетическое чувство подсказывает, что на стенах не фотографический брак, а произведения искусства. Их создавал Николай Андреев в 20-х годах XX века.

Н.П. Андреев

В те времена пикториальная, или живописная, фотография была в Европе и России мейнстримом, и Андреев считался одним из ярчайших ее представителей. Особым успехом пользовались его снимки на Западе, откуда Николаю Платоновичу постоянно присылали дипломы победителя различных выставок. Можно сказать, что он принадлежал к когорте самых известных довоенных советских фотографов. С 1906 года – член Русского фотографического общества, в 1924-м стал научным сотрудником фотокабинета Российской академии художественных наук. Разносторонне одаренный (занимался живописью, музыкой, танцами) и вполне обеспеченный (из купеческого рода) молодой человек страстно увлекся фотосъемками и не захотел продолжать торговое дело отца. Размолвка с ним привела к тому, что сын покинул дом, открыл собственное фотоателье и начал снимать пейзажи, портреты крестьян, сценки народной жизни. Делал он это как настоящий художник, рассматривая фотографию как вид художественного искусства и продолжение живописи.

Николай Андреев, «Пряха»

Чтобы снимки выглядели как картины, реальность приходилось искажать – использовать мягкорисующую оптику, однолинзовые объекты собственного изготовления, особые химические растворы для обработки негативов и отпечатков. Это нравилось зрителям, критикам, устроителям международных выставок. Однако вскоре общественное мнение переменилось. В России с новой силой задули ветры классовой борьбы. Ускорявшееся социалистическое строительство потребовало революционной эстетики. За границей снимки Андреева еще воспринимались на ура, пикториалисты были там в фаворе, а в России пролетарские фотографы уже настраивали свою оптику, требовали от художников жесткого фокуса, острого ракурса, необычных форм. Мягкость, лиризм, сентиментальность, все вечные темы объявлялись декадансом. Досталось и мэтрам старой школы, их победы и регалии значили для критиков все меньше и меньше. Уходила эпоха раздумий, сомнений, спокойного созерцания.

Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.

Приходило время однозначных выводов, непоколебимых установок на построение бесклассового общества. Многие коллеги Андреева испытали на себе ярость репрессивной машины. Николая Платоновича спасло только то, что он ни разу не выезжал за границу и вообще творил только в Серпухове. Пейзажей и портретов крестьян было явно недостаточно, чтобы состряпать дело о каком-нибудь шпионаже.

"Окские дали"

К идейно-эстетической смуте 30-х добавились большие проблемы со здоровьем и бытовая неустроенность. Из дома Андреевых большевики делают большую коммуналку, а менингит не дает Николаю Платоновичу возможности работать. В 1946 году Андреев получает свою последнюю награду на выставке в Амстердаме, а через год умирает в Серпухове.
Еще при его жизни советская фотография сделала гигантский скачок вперед. Обратилась к фоторепортажу и дала выдающихся мастеров, на снимках которых учатся современные репортеры. Но мы все равно возвращаемся к наследию пикториалистов. Их творчество подкупает нас задушевностью и человечностью, попыткой запечатлеть сам воздух жизни, постоянную текучесть форм и эмоциональных состояний. И, пожалуй, в этой своей философии они ушли дальше иных репортеров, ставших рабами предметности.

«Фотокор не застрахован от того, что и к нему в объектив не пролезет классовый враг». Когда читаешь такое в журнале «Советское фото» за 1934 год, то хочется отойти в сторону от снимков с доярками и заводскими вышками. Тихо постоять возле фотографических полотен Николая Андреева. Насладиться его щемящей грустной поэзией. Поразмышлять о быстроте жизни и о том, что составляет ее непреходящую суть. К счастью, богатое наследие Николая Андреева стараниями его потомков не утрачено – хранится в музеях, в том числе в Третьяковской галерее, а выставки путешествуют по городам. В Серпухове сохранился дом Андреева, где создан центр фотографической культуры. Правда, экскурсии там, говорят, не проводятся. Но вот само направление пикториализма снова в моде. Старым мастерам подражают наши современники, оснащенные дорогущими камерами. На их снимках все опять размыто, не резко, словно в дымке. Каждая новая эпоха требует своих выразительных средств.

Димитрий Соколов

Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь на канал) Ставьте лайк!

Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/

Другие статьи Димитрия Соколова здесь.

#рязанские ведомости #рязань #новости мира #серпухов #фотодом #фотографы россии #советское фото #ссср #русское фотографическое общество #выставки

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Фотодом имени е.н. Каширина продолжает знакомить рязанцев с мастерами фотографического искусства России.