Сколько развелось медведей в России, можно спрогнозировать по официальным данным одного из «медвежьих» регионов. Но стоит ли доверять официальным данным, если охотники бьют тревогу?
Медведей стало больше, они все опаснее
На днях в Ханты-Мансийском автономном округе случилась трагедия: сборщик шишек в лесу умудрился застрелить конкурента, приняв его за медведя. Возбуждено уголовное дело о причинении смерти по неосторожности
В данном случае вопрос больше к конкретному сборщику шишек — как он умудрился принять человека за медведя, почему не убедился наверняка, кто перед ним, прежде чем начинать пальбу из ружья. Ну или вопрос к собаке, которая начала слишком громко лаять, и в результате мужчина поверил собаке, можно сказать, «на слово».
Но важнее сказать, что медведей развелось действительно слишком много в российских лесах. В результате участились нападения этих зверей на людей (вплоть до летального исхода). И в то же время стали появляться довольно нелепые рекомендации чиновников на местах, как можно защититься от медведя.
Корреспондент «Свободной Прессы» поговорил с охотником, живущим в одном из закрытых городов Урала. Он описал реальную ситуацию, которая в самом деле рождает много вопросов.
— Зверья расплодилось на Урале неимоверно, как только охота ушла в коммерцию (очень дорогими стали лицензии, особенно на медведей) и как только обустроили много национальных парков, в которых охота запрещена. Видимо, цель — чтобы меньше было оружия на руках у населения.
«СП»: Вы живете в закрытом городе. Наверное, вас-то медведи не беспокоят?
— Как бы не так. За лето три проникновения. Колючая проволока вокруг территории города для них не проблема. Хорошо, что никто из людей не пострадал. Но когда слышу про операции типа «Антитеррор», мне смешно становится. Если только на 2-й день обнаружили на видеозаписи проникновение медведя на территорию закрытого города. А в наших СНТ медведи уже прямо в огороды заходят.
«СП»: Но на людей все-таки нападений в вашем городе не было.
— В нашем не было, в других были. Раз их мало отстреливают, вот и осмелели. Еще стоит сказать, что медведи больше падальщики, чем охотники.
«СП»: Почему же мало отстреливают?
— А вот представьте, человек купил за 80 тыс. рублей лицензию, купил также ружье и прочую амуницию. Допустим, убил медведя.
Но если ветеринарный контроль покажет, что у зверя паразиты, это мясо даже собаке нельзя давать. А у зверей-падальщиков паразиты есть. Поэтому и не хотят молодые люди становиться охотниками, особенно на медведя. Слишком дорогое удовольствие. А часто это еще и бессмысленно в нынешних условиях.
«СП»: Только по медведям угроза выросла?
— Не только. За последние лет пять еще волков развелось неимоверно. И в нашей области, и в той же Башкирии. Видимо, и в других регионах.
Много получается ущерба от волков. Летом был случай. Мужик ловил хариуса в реке.
Обратите внимание: Трамп досрочно проголосовал за себя на выборах президента США.
По берегу пробежали коза с козленком, за ними четыре волка. В кустах волки коз догнали — писк, визг. Рыбак потом минут 40 боялся из реки выходить.Наблюдаем бесконтрольное размножение лося, косули. Санитарного отстрела сейчас, по сути, нет. Логично, что следом за лосем и косулями (кормовой базой) растет поголовье медведей, волков, лис, кабанов. А чем больше зверья, тем больше они заболевают. Лисы, енотовидные собаки и немного ежи — главные же разносчики бешенства.
«СП»: И что будет, как считаете, дальше?
— Прогнозирую, что дальше будет только хуже. Нападений тех же медведей на людей станет больше. Видимо, нападений волков тоже. Ну и прочие прелести нас ждут— в том числе распространение бешенства, которое передается особенно через лис.
По идее надо задавать вопросы в Минэкологии и депутатам. Надо срочно законодательство менять, пока звери нас жрать не начали. Несколько лет назад с водоема в одном из национальных парков медведи прямо со льда за период зимней рыбалки трех рыбаков уволокли с концами. В СМИ про это не писали. Только охотники про эти случаи знают.
Медведей осталось, сколько было
«Свободная Пресса» направила запрос в региональное Минэкологии. Ответ не заставил себя долго ждать.
«СП»: Какие меры планирует принимать для регулирования поголовья медведей в Челябинской области. Эти опасные звери замечены в ряде населенных пунктов региона. В Аше местные власти советуют гражданам при выходе в лес брать с собой бубен, чтобы отпугивать хищников.
— Количество медведей на территории Челябинской области практически не менялось на протяжении последних 10 лет.
По данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов на текущий момент это количество — 651 особь (в 2016 году насчитали 662). Веских причин для дополнительного регулирования численности этих животных нет.
«СП»: Сейчас время охоты на медведей?
— С 1 августа по 30 ноября на территории региона открыт сезон охоты на бурого медведя в рамках установленных квот.
«СП»: А что все-таки по поводу ситуации в Ашинском районе?
— После проверки информации, поступившей из Ашинского муниципального района, из четырех обращений граждан в отдел ГО и ЧС указанной территории, подтвердилось три.
Все медведи в возрасте 2−3 лет, поэтому только привыкают к самостоятельной жизни без матери и не всегда понимают, как действовать в тех или иных ситуациях.
Животные были замечены на окраинах населенных пунктов, при встрече с людьми вели себя не агрессивно и убегали. К моменту прибытия Росгвардии и егерей на места, которые люди указали, зверей уже не было.
«СП»: Насколько население может быть уверено, что ситуация контролируется?
— Министерством экологии Челябинской области на территории региона за численностью и поведением диких животных ведется постоянный мониторинг. Информация о правилах поведения при встрече с дикими животными регулярно доводится до граждан через публикации на официальных ресурсах ведомства, в СМИ и социальных сетях. При возникновении внештатных ситуаций оперативно принимаются меры в соответствии с действующим законодательством России.
***
Возможно, насчет количества медведей в том или ином регионе чиновникам виднее. Если в самом деле ведется постоянный мониторинг. Как именно ведется, наверное, тема для отдельного изучения.
В то же время невозможно игнорировать слова охотников. А они утверждают, что на самом деле санитарный отстрел зверей в регионах России не проводится. При этом высокая цена охотничьей лицензии не по карману большинству охотников. А чем меньше охотников, тем больше становится в наших лесах хищников. Которые все меньше боятся человека. Тем более если этот человек без ружья.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: «Надо срочно законодательство менять, пока звери нас жрать не начали».